Веселые сценки по литературным произведениям. Литературные сценарии

Ночь в библиотеке 2014

Цель:

сделать как можно больше учеников активными читателями в школьной библиотеке, заинтересовать школьников в чтении книг;

Начальная сценка

Выходит ученик, говорит и садится за парту.

Блин, сегодня экзамен по литературе. Готовился всю ночь – а в голове полная каша стихов, биографий, портретов!

Заходит учитель:

Итак, Митин, что же вы в сочинении написали?

А что?

Цитирую:

«Меня сослали туда, куда и Лермонтова. Общего у нас только отчество – Юрьевич. Он был в Лазаревском проездом, взрослый, талантливый. А я – застрял, ребенок, причем самый талантливый». И Это вы пишите о прекрасном летнем отдыхе!? Ладно, тяните билет.

Мой билет: Золотой век

Очень хорошо, отвечайте.

Золотой век это, прежде всего Лермонтов, его друг Раевский, и еще у него был друг Печорин.

Печорин друг Лермонтова?

А, нет.

Или да?

Эмм, нет, нет.

Хорошо, какой ваш первый вопрос?

Мой первый вопрос - Жизнь Лермонтова.

Ну, расскажите, чем занимался он?

Ну, Лермонтов тусовался.

(Лермонтов танцует под современную музыку)

Так что ли?

Эм, нет, нет. На балы ходил!

БАЛ

Господа, прибыла возлюбленная Лермонтова Наталия Мартынова.

Господа, медляк!

танцуют.

Лермонтов- Наталья, разрешите!

Н - конечно!

Л - Наталья, я вас обожаю!

Н - Лермонтов, а давайте убежим! только мы вдвоем: я и вы!

Л - А давайте: Я, ВЫ и ЛОШАДЬ, так реально быстрее!

Н - Лермонтов, а прочитайте для меня что нибудь из своего, новенького!

Л - Хорошо, господа, послушайте!

все подбегают

В твоих глазах черти танцуют самбу

и уже я один без ансамбля

сползаю к ногам твоим

Бум - шака - така- така - бум, сеньорита

Бум - шака - така- така....

ЗВУК

Учитель - Вы что, с ума сошли? я вас выгоню!

Ну я перепутал!

Так, отвечайте на вопрос: с кем конфликтовал Лермонтов?

Лермонтов конфликтовал с Фетом.

Ух ты, вот это поворот!

ЗВУК

АТАС! фанаты Фета идут!

О боже! (убегают)

ФЕТУШКА, ФЕТУШКА!

Тютчев? НЕТ!

ЛЕРМОНТОВ? - НЕТ?

а ктооо? ААфанасий АААфанасьич ФЕТ ФЕТ ФЕТ

Наталья, а ты что здесь делаешь?

(это же брат Натальи! - 2 раза, расчет закончен)

Лермонтов, как вам не стыдно! это дуэль!

Л - Восклицательный знак!

В смысле?

В смысле не вопрос!

ЗВУК

Учитель - то есть, вы хотите сказать, что Лермонтов из за Мартыновой стрелялся с Фетом???

Да!

Митин, запомните: Лермонтов стрелялся с братом Натальи – Николаем Мартыновым!!!

Ааа, так я знаю! Вы до конца дослушайте!

ЗВУК

Фет поворачивается и говорит своим

Господа, я долгое время вас обманывал, на самом деле я Николай! (поворачивают табличку фета, а там Мартынов)

Лермонтов - Мартынов, послушайте, нам нужно что то решать с Натальей!

Так не доставайся же ты никому! (берет пистолет и целится в наталью)

ЗВУК

Учитель - Так, стоп! Это же вообще не оттуда!

Ааа, я вспомнил, вспомниЛ!

ЗВУК

Лермонтов душит Наталью - Молилась ли ты на ночь, Мартынова?

ЗВУК

Учитель - Так, или вы сейчас отвечаете чем закончилась дуэль Лермонтова, или я вам ставлю 2!

Герои оживают и начинают шепотом подсказывать мальчику

Мартынов - эй, Митин! Смотри сюда! Я, его (показывает на Лермонтова) пих пах!

Наталья - Из за меняяяя (показывает на себя)

Лермонтов- А я (покзывает что умер)

Митин- Все, я все вспомнил! Мартынов смертельно ранил Лермонтова из -за своей сестры Натальи!

АЛИЛУЙЯ! (все руки вверх)

Ладно, Митин! Вижу – что-то читали! Зачет!

ЗВУК

ГЕрои

Ну чтож, в конце хотелось бы сказать спасибо библиотекам, ведь благодаря им мы в любое время можем прикоснуться к прекрасным произведениям великих писателей

) - законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев. Литературный киносценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей должен отвечать и производственно- экономическим требованиям кинематографа.(типовой сценарный договор, утвержденный приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР от 14 апреля 1971 года № 188)

Литературный сцена́рий - полноценное художественное произведение, отвечающее специфическим и производственным требованиям фильмопроизводства, где с учётом зрительных и звуковых образов дается описание эпизодов фильма с диалогом актеров (Б. Н. Коноплев «Основы фильмопроизводства» М. «Искусство» 1969 стр.91)

Фактически, то что раньше называлось литературным сценарием - это и есть киносценарий в сегодняшнем понимании («Инструкция о порядке оформления договоров киностудий союзного и республиканского подчинения с авторами на написание киносценариев для художественных кинокартин, а также учёта и контроля за выполнением договоров», утвержденная приказом министра кинематографии СССР от 28 декабря 1946 года № 217-м; «Инструкция о порядке запуска художественных фильмов в производство», утвержденная приказом Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 7 марта 1964 года № 76).

Хотя в некоторых компаниях до сих пор используется понятие Литературный сценарий для определения киносценария.

Некоторые сценарные агентства для «увеличения объема работ» специально разделяют создание литературного сценария и киносценария, что опытными продюсерами пресекается на корню.

Понятие «Литературный сценарий» было введено исключительно для различия режиссерского сценария и киносценария, который ложился в основу фильма, поскольку и режиссёрский, и литературный сценарий являлись киносценариями.

В советское время создание литературного сценария выделялось в отдельный период создания фильма. Так же поступают до сих пор.

История

После Октябрьской революции, правда уже в 1919 году, был издан декрет, согласно которому вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность была национализирована путем реквизиции («О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения», Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1919 год, № 44, статья 433), а потому вся дальнейшая регламентация кино была производственной. Кинопроизводство начало входить в сферу интересов государства.

Именно в советский период становления киноискусства сложилась основа технологии кинопроизводства, используемая в отечественной кинопромышленности до сих пор, безусловно с учётом новых экономических и технических реалий.

В советское время, в основном, существовало два вида киносценариев:

  • литературный сценарий

Написанием литературного сценария в основном занимались выпускники сценарного факультета Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (ВГИК), с учётом производственных требований, выставляемых Госкино СССР.

При каждой киностудии существовали сценарные редакционные коллегии (или сценарные отделы). Туда авторы сценариев высылали творческие (сценарные) заявки или либретто фильма. Далее по этим заявкам создавался тематический план редакционной коллегии, который утверждался Комитетом по кинематографии при Совете Министров СССР.

Утвержденной формы заявок не существовало. Однако, в типовом сценарном договоре (утвержденном приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР от 14 апреля 1971 года № 188) в п.2 было указано, что киносценарий должен соответствовать утвержденной Студией и приложенной к договору творческой заявке Автора, «излагающей идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц».

Типовой сценарный договор всегда оформлялся по форме утвержденной Министром кинематографии СССР (Приказ Министра кинематографии СССР от 28 декабря 1946 года № 217-м).

На киностудиях существовали так же производственные требования в которые должен был вписаться автор литературного сценария при его создании. На 1956 год, например действовали следующие нормативы:

  • Длина фильма (для полнометражных художественных фильмов от 2500 до 2700 метров, по фильмам для детского зрителя от 2100 до 2300 метров) Литературный сценарий полнометражного фильма должен был уложиться в на 70-80 страницах машинописного текста, напечатанного через два интервала на одной стороне листа.
  • Количество съемочных объектов: от 30 до 35 (из них от 7 до 12 павильонных декораций и декораций на натуре от 1 до 2-х, остальное натурные съемки)
  • Общая площадь павильонных декораций должна была занимать от 2200 до 5000 кв.м. по фильмам различной сложности
  • Количество участников групповок и массовок до 6000 человеко-дней
  • Количество актеров-исполнителей главных и эпизодических ролей обговаривалась отдельно.

Так же могли обговариваться: времена года для съемки фильма, примерный объем летних и зимних съемок, участие определенных актеров и другие производственные параметры конкретных киностудий.

В среднем литературный сценарий имел до 30 основных эпизодов и содержал от 4 до 5 тыс. слов диалога.

Устанавливалось, что к каждому подготавливаемому студией сценарию прикреплялся редактор, ответственный за идейно-художественное качество принятого студией сценария и оказывающий помощь автору в процессе написания сценария (Из циркулярного письма Министерства кинематографии от 26 мая 1948 г. № 8/13-35).

Представленный Автором киносценарий Студия обязана была рассмотреть и письменно известить Автора либо о принятии (одобрении) киносценария, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений. Требования, направляемые Автору в письменном виде о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений, могли быть предъявлены Автору не более двух раз. Срок представления киносценария после внесения поправок устанавливался по соглашению сторон.

После создания сценария и утверждения их руководством киностудии, к литературным сценариям прилагался лимит на постановку фильма и литературные сценарии художественных фильмов рассматривались Главным управлением художественной кинематографии Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР и представлялись на утверждение руководства Комитета. И только после утверждения могла быть осуществлена постановка фильма.

В 1977 году Инструкцией Госкино СССР была предпринята попытка разделить сценарный период на создание литературного сценария и так называемого «киносценария», представляющего собой творческо-производственную разработку литературного сценария.

В «киносценарии» драматургическая разработка действия велась по сценам и эпизодам, а производственная по объектам съемки.

Перед каждой сценой писался ее номер, потом шел объект и время съемки (Пример: Объект-Сельсовет. Павильон. День (лето)), а далее лист делился на две части. В первой части описывалось действие, а во второй писались диалоги.

Форма, утвержденная данной инструкцией, просуществовала минимум до 1985 года. А в дальнейшем эта форма перекочевала на телевидение, образуя специальный вид сценариев: «Телевизионный сценарий».

В кинопроизводстве же утвердился голливудский формат киносценария, который вобрал в себя все лучшее от Литературного сценария образца до 1977 года и «киносценария». Его по старинке именуют Литературным сценарием, хотя в некоторых компаниях его уже называют «киносценарием».

Откуда берутся Литературные сценарии

Любой из перечисленных ниже источников может стать основой для будущего Литературного сценария:

  • Изображения
  • Персонажи
  • Концепции
  • Исторические события
  • Народный эпос
  • Места
  • Реальные события
  • Фантазии
  • Воспоминания
  • Общественные проблемы
  • Новости
  • Газетные статьи
  • Переработка или адаптация литературных произведений (сценарий становится производным произведением - экранизацией)

С последним источником необходимо быть осторожнее, поскольку затронуты права других авторов.

Основные элементы Литературного сценария

Литературный киносценарий - это почти всегда компоновка следующих стандартных блоков:

  • БЛОК «Время и место действия»
  • БЛОК «Описание действия»
  • БЛОК «Имя героя»
  • БЛОК «Реплика героя»
  • БЛОК «Ремарка»
  • БЛОК «Титр»

Форма Литературного сценария прежде всего диктуется производственными особенностями конечного продукта-фильма.

Сюжетное построение Литературного сценария

Любой Литературный сценарий фильма, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:

  • экспозицию - где зритель знакомится с главным героем или героями, миром в котором живут герои, местом и временем;
  • завязку - первое событие, где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению;
  • усложнение - событие, после которого герой или герои уже вынуждены делать какие-либо действия;
  • перипетии - самая большая часть фильма, когда герои сталкиваются с препятствиями, которые преодолевают;
  • кульминацию - самая высокая точка кипения, когда кажется что «дальше уже некуда»;
  • развязка - разрешение драматической ситуации;
  • финал («happy end»; философские рассуждения героев; событие, выводящее на новый круг; и др.)

Жанры Литературных сценариев

Структура жанров киносценариев, которые ложатся в основу фильма, в России широка и разветвлена, поэтому Российская система жанров оставлена для развлечения кинокритиков, а сейчас принято пользоваться Голливудской системой определения жанров. Голливуд выделяет четыре основных составляющих для определения рейтинга или параметров проката:

  • Тема фильма
  • Настроение, которое несет фильм
  • Формат фильма
  • Целевая аудитория

Тема фильма делится на:

  • Криминал (Crime) - рассказывает о преступниках и борьбе с ними, раскрывает место, его характер и сферу преступной деятельности
  • Исторический (Historical) - рассказывает об исторических личностях и событиях
  • Научная фантастика (Science fiction) - технологии, космос и пр.
  • Спорт (Sports) - рассказывает о спортивных достижениях и борьбе с самим собой.
  • Подростковый (Teen) - вращается вокруг обычного конфликта подростков
  • Военный (War) - поля сражений и места, относящиеся к военному времени
  • Вестерны (Westerns) - истории об освоении дикого запада
  • Катастрофа (Disaster)- рассказывает о катастрофах, приводящих к апокалипсису

Список тем в принципе можно продолжать и продолжать.

Настроение, которое несет фильм, делится на:

  • Действие (Action) - как правило, предполагает моральное воздействие на выбор между «хорошо» и «плохо» разыгрывается с помощью насилия или физической силы.
  • Приключение (Adventure) - привлекаются чувства опасности, риска и / или шанса, часто с высокой степенью фантазии.
  • Комедия (Comedy) - с целью вызвать смех
  • Драма (Drama) - в основном ориентирована на развитие персонажа, часто в ситуациях, которые знакомы широкой аудитории.
  • Фэнтези (Fantasy) - вымысел внешней реальности (то есть миф, легенда).
  • Ужасы (Horror) - с целью вызвать страх.
  • Мистика (Mystery) - переход от неизвестного к известному по выявлению и решению ряда почти неразрешимых проблем.
  • Романтика (Romance) - останавливается на элементах романтической любви
  • Триллер (Thrillers) - целью вызвать возбуждение и / или нервное напряжение в аудитории.
  • Нуар (noir)- характеризуется особой атмосферой пессимизма и безысходности.

Формат фильма в свою очередь делится на:

  • Жизненное действие (Live action) - наиболее распространенный. Живые люди в предлагаемых обстоятельствах
  • Анимация (Animation) - быстрое отображение последовательности 2-D рисунков или 3-D моделей для того, чтобы создать иллюзию
  • Биография (Biography) - также известный как «биографический фильм», формат, который рассказывает о реальной истории исторической личности и событиях в ее жизни происходящих.
  • Документальный (Documentary) - снимается на основе реальных событий, фактов, личностей
  • Мюзикл (Musical) - песни в исполнении персонажей и вплетены в повествование.

По целевой аудитории фильмы делятся на:

  • Детские фильмы (Children’s film) - фильмы для детей младшего возраста; в отличие от семейных фильмов, не прикладывается никаких особых усилий, чтобы сделать фильм привлекательным для другой аудитории.
  • Семейный фильм (Family film) - это должно быть привлекательным для людей всех возрастов и пригодные для просмотра на молодежную аудиторию. Примерами этого являются фильмы компании Дисней
  • Фильмы для взрослых (Adult film) - предназначены для просмотра только взрослой аудитории, содержание может включать в себя насилие, нарушения норм, непристойный язык или явное сексуальное поведение.

Процесс создания Литературного сценария

Гениальные сценарии создаются по наитию, но действует тот же принцип, что и в литературе: «Можешь не писать-не пиши».

Они рождаются в сознании сценариста, а потом выплескиваются на бумагу.

Но что делать, когда есть идея, а ты не знаешь как ее выплеснуть на бумагу? Или когда нет тяги к написанию, а писать надо?

Для этого существуют особые тонкости, которые знакомы только профессиональным сценаристам.

После того, как у вас появилась идея - оформите ее в виде слов. Два-три предложения, которые будут отвечать на вопрос: «О чем фильм?». Такое описание называется «лог-лайн».

Когда ваша идея воплощена в словах, ваша идея должна быть воплощена в сюжет. Вы выбираете жанр ее представления, а потом пишите сюжет. Для этого существует отдельный документ - «синопсис». Синопсис - это изложение сюжета в литературной форме. Некоторые начинающие сценаристы делают ошибку, когда не пишут данного документа. В дальнейшем в их законченном киносценарии сюжет может уйти совсем в другую сторону.

После того, как вы определились с сюжетом, вам необходимо создать описание персонажей, которые участвуют в вашем сюжете. При описании, персонажи делятся на главные и второстепенные, подробно указываются: имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные и иные связи с другими персонажами. Для этого существует «лист описания персонажей» («Поперсонажник»). Частой ошибкой начинающих сценаристов является путаница в характеристиках персонажей. В одной сцене персонажу 30 лет, а в другой уже 35, причем действие происходит на следующий день.

Очень важным для производства является количество съемочных объектов и их описание. Съемочный объект - это место действия. Место действия во многом характеризует героев, а потому требует описания. Начинающие сценаристы с объектами съемок допускают те же ошибки, что и с персонажами. В один день квартира украшена картинами, в другой день «пустая комната». Возникает вопрос: квартиру ограбили? Для описания объектов съемок существует отдельный документ - «Лист объектов съемок».

Лог-лайн, синопсис, лист описания персонажей и лист объектов съемок в дальнейшем служит для самоконтроля сценариста при написании сценария, а также для избегания элементарных логических ошибок. Эти документы могут расширяться, а в дальнейшем они упрощают работу съемочной группы.

Чем меньше съемочных объектов и героев, и чем интереснее сюжет, тем больше вероятность постановки фильма по сценарию.

После того, как вы сформировали все данные документы, вам необходимо определить последовательность сцен и эпизодов. Для этого существует так же отдельный документ, который называется - «сценарный план» («поэпизодник», «посерийник», «поблочник» и т. д.). В нем вы излагаете последовательность событий и действий.

Когда «сценарный план» сформирован, вы приступаете к написанию диалогов (непосредственно киносценарию) на основании всего вышеперечисленного. Особое внимание в диалогах уделяется раскрытию характеров персонажей и «говорящим деталям», поскольку само действие уже детально проработано.

С советских времен технология создания литературных сценариев не изменилась. Все так же подаются заявки. Подбор сценарных идей осуществляется все теми же редакторами киностудий, но теперь уже с учётом мнений основных игроков рынка: кинпрокатчиков и телевизионных компаний. Некоторое время назад на этот рынок начали выходить интернет-компании, которые набирают обороты по заказу фильмопродукции.

А уже потом, после подписания договора, пишется Литературный сценарий.

На основе Литературного сценария режиссером-постановщиком пишется так называемый «Режиссёрский сценарий », представляющий из себя изобразительное решение Литературного сценария.

Особенности создания Литературных сценариев сериалов

При создании сценарных произведений для сериалов, существует особая технология.

При создании сценарных произведений для сериалов в команде сценаристов работают: «главный автор», «сюжетчики» и «диалогисты».

В обязанности «сюжетчиков» обычно входит создание сценарных планов: посерийных и поэпизодных, а также развернутых синопсисов.

В обязанности «диалогистов» обычно входит написание диалогов (собственно киносценариев) на основе утвержденных «концепции сериала», сценарных планов и развернутых синопсисов.

  • названия проекта;
  • жанр;
  • логлайн, основные герои, краткое изложение (краткий синопсис);
  • целевая аудитория;
  • предполагаемый хронометраж фильма/серии;
  • количество серий (если это сериал).

Иногда указывается полная композиция проекта.

В дальнейшем, усилиями основного сценариста (главного автора) эта заявка расширяется и превращается в «библию проекта» (или концепцию проекта). Концепция сериала (описание проекта, библия проекта), согласно обычаям делового оборота, это отдельный документ, который разрабатывается сценаристами до начала работы над сериалом и в полном виде включает в себя:

  • Название проекта
  • Лог-Лайн проекта - это одно или два предложения, которые рассказывают все про сериал и могут быть использованы как средство двойного контроля во время написания сценария.
  • Формат проекта - Вертикальный, горизонтальный или вертикально-горизонтальный сериал. Количество серий. Количество минут в серии. Необходимые примечания.
  • Жанр и структура проекта - жанр проекта, композиция проекта
  • Краткий синопсис сериала - Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект). Размер краткого синопсиса - не более страницы. Включает весь сериал.
  • Идея и тема сериала - Идея - это мысленный прообраз сериала, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») - предмет (суть) сериала.
  • Сюжетные линии - вертикальные и горизонтальные сюжетные линии, главная и второстепенные сюжетные линии.
  • Мир и антимир - мир, в котором живут и действуют герои, и мир, в который они попадают. Описание этих миров добавляют красок к проекту и работают на контраст героев и окружающей их обстановки.
  • Описания персонажей - полный список персонажей (главные и второстепенные - имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные связи с другими персонажами)
  • Развернутый посерийный синопсис - описание сюжета серий.
  • Список и описание Объектов - описание объектов, в которых происходит действие.

Когда сформирована концепция, написаны сценарии первых серий сериала и сценарии серий приняты, начинаются съемки сериала.

Необходимо отметить, что в сериалах главным автором фильма является не режиссер-постановщик, а скорее «главный автор сценария».

Стандарты форматирования Литературного сценария

В Советское время объем сценария рассчитывался от метража кинопленки. 2500-2700 метров кинопленки равнялось 70-80 страницам машинописного текста, написанного через два интервала. С появлением видеосъемочного оборудования измерения по метражу пленки стало неактуальным.

Сейчас практически у всех есть чудо техники - компьютер - с программой MS Word, поэтому достаточно установить шаблон разметки и потом использовать его с помощью кнопки «Формат по образцу».

Первыми применили компьютерную разметку в Голливуде Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America). При их разметке страницы 1 лист формата A4 приблизительно равнялся одной минуте экранного времени.

Благодаря доступному программному обеспечению написать сценарий в правильном формате стало проще. Вот некоторые из современных американских программ для этой цели: FinalDraft, Scriptware, Movie Magic и Script Thing. Большая часть из них может форматировать текст прямо по ходу набора.

Однако при применении этих программ в России возникли проблемы связанные с языком и одна страница уже не равнялась приблизительно одной минуте экранного времени.

Поэтому российские сценаристы разработали свой формат написания сценария и даже свою программу «Писарь».

На данный момент разметка российского сценария выглядит следующим образом:

  • Шрифт: Courier New
  • Размер шрифта: 12
  • Выравнивание: по левому краю
  • Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием НИКОГДА не используются
  • Поля страницы: Верхнее - 2,5 см, Нижнее - 1,25 см, Левое - 3,75 см, Правое - 2,5 см. Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева - 6,75 см, Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева - 3,75 см, Справа - 3,75 см, Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева - 5,5 см, Справа - 4,5 см, Остальное без изменений.

Новшество было воспринято крупными кинопроизводителями и прежде всего телеканалами. На телеканалах все измеряется в хронометраже. Сценарии написанные в ином формате на каналах могут быть отправлены в корзину не читая. Исключение составляют именитые сценаристы.

Литературный сценарий, как объект авторского права

Литературный сценарий относится к отдельному виду произведений - сценарные произведения, и служит основным произведением для создания производного аудиовизуального произведения - фильма или сценарного произведения-режиссерского сценария (ст.1259 ГК РФ).

Литературный сценарий созданный на основе произведений литературы, является производным произведением от этих произведений литературы - экранизацией (ст.1259-1260 ГК РФ). Создание экранизации может осуществляться только с согласия автора литературного произведения и на основании соответствующего договора (ст.1260 и 1270 ГК РФ).

Литература

«Единое положение о съемочной группе по производству художественных кинофильмов и правах и обязанностях основного ее состава» Москва, Госкиноиздат, 1947 год

«Справочник по производству художественных фильмов» Москва, Искусство, 1958 год

Б. Коноплев Основы фильмопроизводства - 1-е изд. - М.,: «Искусство», 1969.

«Кинопроизводство. Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний. ДСП» Москва, Искусство, 1973 год

Б. Коноплев Основы фильмопроизводства. - 2-е изд. - М.,: "Искусство", 1975.

Г. Н. Горюнова «Организация производства кинофильмов» М, Искусство", 1983

Девид К. Ирвинг и Питер В. Ри «Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов» Москва, ГИТР, 2008

О. Смирнова «Формат разметки сценария»

Цели:

  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Формирование интереса к литературе;
  • Воспитание нравственных качеств личности, чувство патриотизма и гордости за свою родину.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.

Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.

Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.

(Выходит ученик в костюме огромной книги)

Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо. У меня все болит. Ой ручки, ой ножки. Я устала, я так устала.
Ведущий 1. Кто ты?
Книга. Я книга, я самая большая книга русской литературы. Меня затрепали, меня роняли, на мне рисовали. За-му-чи-ли.
Ведущий 2. Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать.
Книга. На какой праздник?
Ведущий 1. На литературный вечер.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.
Ведущий 1. Всего несколько страниц мы перелистаем, не но пройдут перед вами и сказка, и басня, и рассказ, и стихотворение, и песня, и комедия, и драма.
Ведущий 2. Каждая страничка позволит вам открыть для себя что-то новое, поразмышлять, прикоснуться к удивительной тайне русского слова.

Страница “Сказка”

(играет музыка вступления “В гостях у сказки”, выходят ученики в костюмах А.С.Пушкина и Арины Родионовны)

Пушкин: Няня, расскажи сказку!
Няня: Экой ты неуимчивый, Александр Сергеевич!
П: Ну нянюшка…

Н: Ну уж слушай. Тут царевич наш думал да думал и наконец того говорит: “ А ну его, будь он неладен! Повесить так повесить: не дюже-то голова моя дорога”. А Марья Царевна и говорит: “Не печалься ты, Иван-царевич, скинь портки, повесь на шесток, а завтра возьми молоточек да и ходи около церкви: где лишнее - отрежь, а неровно где – приколоти”.

(Пушкин смеется)

Н: Экой ты смешливый, батюшка! Слушай-ка! Как на том окияне-море глубоком стоит остров зелен; как на том острову стоит дуб зеленый, от того дуба зеленого висит цепь золотая, по той цепи золотой ходит черный кот. Как черный кот во правую сторону идет – веселые песни заводит, как во левую сторону идет – старые сказки сказывает.

П: Няня, а послушай, как по-моему получается:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Н: Красиво по-новому соединил!
П: Вот какая, нянюшка, ты особенная у меня!
Ведущий 1. Сказка… Это слово знакомо нам с детства. В нем тепло материнских рук, прелесть улыбки и ласковое слово.
Ведущий 2. Словно мягким пушистым платком окутывает нас волшебный мир сказки.
Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и докучные. А какие сказки любите вы?
Ведущий 2. Вернитесь в мир детства. На сцене 5 класс и сказка “Городок Жур-жур”.

(учащиеся показывают инсценировку народной сказки)

Страница “Басня”

Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ученик читает стихотворение:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ведущий 1. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. На сцене ученики 6 класса с басней “Зеркало и обезьяна”.

(учащиеся показывают инсценировку басни)

Страница “Юмористические рассказы”

Ведущий 2. За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.

Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.

Ведущий 1. И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.

Ведущий 2. Удивительны юмор и сатира у Чехова. Они выступают и в обособленном, “чистом” виде, и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни. Он поражает достоверным воспроизведением будничной жизни простых людей.

На сцене 7 класс.

(учащиеся показывают инсценировку рассказа “Лошадиная фамилия”)

Страница “Драма и комедия”

Ведущий 1. Скажи, пожалуйста, ты знаешь, что такое драма?
Ведущий 2. Ну да. Драма – это род литературы, драматические произведения написаны для постановки на сцене.
Ведущий 1. А кто был великий русский драматург, тоже знаешь?
Ведущий 2. Знаю. Александр Николаевич Островский. Автор сорока семи пьес. Создатель русского национального театра.
Ведущий 1. И все?
Ведущий 2. Да.

Ведущий 1. А что мы знаем о нем самом? Как представляем его судьбу? Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвертом бастионе Севастополя, как Толстой. Жизнь прожил домоседом и всего лишь два раза сменил квартиру. Он не оставил воспоминаний, не вел дневников, неохотно писал письма. Так и остался Островский одним из самых закрытых, если не сказать самых загадочных лиц русской литературной истории.

Ведущий 2. За Островского всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры, цари, воины, градоначальники – несть им числа.

Ведущий 1. Сцену из комедии “Свои люди – сочтемся” сыграют ученики 9 класса.

(инсценировка отрывка)

Липочка: Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны. Раз, два, три…(плохо и не в такт танцует вальс)

Маменька: Каково детище-то ненагдядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей?! Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

Л: Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям? Как же!

М: Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, житья скажу нет от дочери, Самсонушко!
Л: Да, вам житья нет! Воображаю. – А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не Капидон? Что вы нашли в этом легковерного?
М: А то и легковерного, что зубоскал. Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!
Л: Да, много вы знаете! В ихнем кругу всегда так делают. Он ведь не купчишка какой-нибудь. Душка, милашка!
М: Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута горохового.
Л: Не хотите вы моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранить.
М: Разве мне тебя не жаль, ты думаешь! Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти: скоро-то только кошки мышей ловят.

Л: Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Все подруги с мужьями давно, а я словно сиротка какая! Отыскался один и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите, а то найду гусара, тайком с ним обвенчаемся и убежим.

М: Что ты, беспутная? Кто вбил в тебя такие скверности. Ах ты, собачий огрызок! Видно, придется отца позвать.
Л: Как же позволю я над собой командовать! Вот еще новости!
М: Молчи, бесстыжие твои глаза, молчи! Словечко пикнешь, язык ниже пяток пришью. Вот послал господь утешение! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя вовсе не женское!

Л: Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? (плачет) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (плачет)

М: (стоит и смотрит на нее) Ну, полно, полно!

(Липочка плачет навзрыд очень громко)

Ну, полно, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата!

(Липочка плачет)

Липочка, ну перестань! Ну, не сердись на меня, бабу глупую неученую (обнимает дочь) Ну, прости ты меня, сережки куплю.

Л: На что мне сережки ваши, у меня и так полно. А вы купите браслет с изумрудами.
М: Куплю, куплю, только ты плакать перестань!
Л: (уже успокоившись) Тогда и перестану, как замуж выйду.

Ведущий 1. Не правда ли современные нравы?
Ведущий 2. Да уж, а ведь написано это было более ста лет назад.
Ведущий 1. А что интересовало людей в 20 веке?
Ведущий 2. Да то же, что и всегда: любовь и верность, дружба и честь, долг и служение родине, выбор собственного жизненного пути, наконец.
Ведущий 1. Неужели, и в 20 веке не решили люди этих проблем?
Ведущий 2. Ты знаешь, был такой поэт, бард, композитор, актер, человек – Владимир Семенович Высоцкий.
Ведущий 1. А что это такое бард?
Ведущий 2. Об этом нам расскажут ученики 11 класса.

(инсценировка)

1 ученик: У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.

2 ученик: Родители хотели, чтоб я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт, но потом почувствовал, что мне это…. Словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный и сказал своему другу, что больше в институт не хожу. С большим трудом поступил в студию МХАТ.

3 ученик: Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал песни Булата Окуджавы. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.

4 ученик:

Если трудно идешь – по колено в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде
По студеной…
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем
Опаленный –
Хоть какой, – доберись, добреди, доползи.

5 ученик: Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… Его измотанное сердце перестает биться… В первый раз – в 1979, на концерте. Он падает на сцене. Клиническая смерть.

1 ученик: Прямой укол в сердце возвращает его к жизни. Год спустя – день в день – встреча со смертью состоялась.

2 ученик: В театре на Таганке Высоцкий играл Гамлета. Спектакль был отменен, но ни один человек не попросил вернуть деньги за билет.

3 ученик: Через три дня на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг, хоть и молчавший. Его песни каждый знал наизусть. Только в 1981 году его стихи были напечатаны.

4 ученик: В этих песнях – и любовь, и смерть, и верность, словом, жизнь, правда жизни.

(звучит песня В.Высоцкого в исполнении учеников 11 класса)

Ведущий 1. Ну вот, уважаемые друзья, подошел к концу наш вечер. Мы надеемся, что каждый из вас теперь с удовольствием возьмет в руки книгу и перечитает тех авторов, странички которых мы только приоткрыли.

Ведущий 2. Также мы хотим пожелать вам обрести себя, найти свой путь, свою книгу и не расставаться с ней до конца жизни. Спасибо за внимание. До свидания.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Проведение концерта в стиле поздравлений от известных литературных героев.

Цель мероприятия : воспитание уважительного отношения к труду педагога через включение в сценарий праздника литературного контекста.

Задачи: способствовать реализации актерских, ораторских, музыкальных талантов учащихся, применять метапредметные результаты, полученные на уроках литературы, формировать доброжелательно благоприятную атмосферу общения между учителями и обучающимися.

Практическая значимость: использование всего сценария или отдельных его частей в любом школьном коллективе для поздравления учителей с профессиональным праздником.

Форма мероприятия: праздничный концерт, завершающий День дублёра в форме литературно-музыкального квеста для обучающихся и учителей

Оборудование: зал празднично украшен плакатами, шарами, живыми цветами в вазах, используется презентация учащихся, музыка, костюмы

Ход мероприятия

Звучит музыка «Иван Купала» – «Коляда», голос за кадром.

Не в государстве-царстве тридевятом,
Не в царском белокаменном дворце,
В гимназии Перми, отдельно взятой,
Проходит праздник целый день уже.
И слов еще не высказано много,
И номера еще в запасе есть.
Все потому, что праздник педагога,
Один из самых главных здесь.
Хоть и не год литературы, все же поздравленья,
Приходят от героев книжек разных,
И мы сегодня с вами, без сомнения,
Поделимся их содержимым важным.

Музыка к мультфильму «3 богатыря». Выходят ведущие. В руках послание. (Бумага – имитация старинной рукописи)

1 ведущий : Какая странная телеграмма. (читает ) От неизвестного автора «Слова о полку Игореве…». Я прочитаю.

Не пора ль нам, братия, начать
О великих делах слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья учителя снова?

2 ведущий (забирает у первого )

А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.

1 ведущий (вновь забирает )

И прославить хочется сегодня тех,
Что, напрягая разум, полный силы,
Среди учеников нашли успех,
Командным духом сердце поострили.

2 ведущий. Вас, дорогие учителя, и всех, кто трудился и трудится в нашей славной гимназии, поздравляет хор мальчиков.

Выступление хора мальчиков, исполняется песня «Учителя, для нас вы свет в окошке».

Звучит музыка «Выход Митрофанушки». Выходит юноша в костюме недоросля…

1 ведущий. Еще одно поздравление. От кого? Митрофанушка..

Митрофанушка. Не хотел учиться, хотел жениться. В науках немного разбирался: знал, например, что дверь, которая приложена к косяку, - прилагательное, а внизу дверь не навешена, так та существительное. Но отправила меня маменька учиться в гимназию, благодаря хорошим преподавателям умным стал, чего и всем желаю…Но знаю есть и в Вашей гимназии Митрофанушки, хотел бы встретиться..

1 ведущий. Так вот … один из них

Выходит юноша взлохмаченный, форма гимназиста надета наизнанку.

Новый Митрофанушка (читает по листочку) Ну, в общем, что-то тут надо сказать. Попросили… Типо от класса выступить, никто не может, кто поет, кто танцует, а тут этой …. Как его… прозой нужно. Может, по литературе пять поставят. Ладно. Скажу

Ну, значит, учусь я в этой, как его, ну там какие-то буквы, много букв, даже как-то расшифровываются – помню на титульнике исследовательской писал – ну не важно, главное помню – цифру 5. А еще помню – до какой остановки ехать, правда, все время сплю в маршрутке – и на одну остановку больше еду. Угораздило меня переехать, а гимназию не поменял. И кто это придумал учебный процесс в 8.00 начинать. Школа? Это ладно, если рядом с домом… А тут... ну в общем опаздываю… но ничего. Преподаватели здесь понимающие – через рынок, говорят, ехал, на дамбе задержался – заходи – молодец, типо, что пришёл. Досыпаю прямо здесь, на уроке. Но если про деньги говорят.. экономИка какая-то, сразу просыпаюсь.

В маршрутке пакет с тетрадями постоянно оставлял, но нашёл выход.. одну завёл, на все предметы – в кармане ношу… преподаватели радуются – молодец, говоря, пиши, в жизни пригодится.

Там много всяких уроков бывает, названия не помню – запомнил по кабинетам. Первый урок – 12 кабинет, там книжки читаем, второй – 23, дебаты помню там на телевизор снимали, третий – 32, считал вроде там….. ну так дальше, как в расписании… Сначала, конечно, путал, а потом понял – все в одних и тех же. Да нас тут по ходу всех знают. Кричат, радуются, видимо, иди, говорят, ваши в 23 сидят.

Самый любимый предмет? Спрашиваете? Конечно, Василий Александрович… сроду никогда в волейбол не играл... А тут.. аж в чемпионате участвовал. А еще всякие мероприятия, типо…. Побегать на марафоне или в футбол. А я что? С удовольствием – на уроки по уважительной причине не ходишь. Мне: почему не был? А я – честь гимназии защищал. Во оно как…

Как учусь? Ну как... Хожу, я же не прогульщик там какой-то. Сказали ходить – хожу. Да неее.. на уроках интересно, помню, часто от мобилы отрывался. Слушал. Отвечать? – так преподаватель умнее, что с ним спорить-то.

Еще столовую помню, ну да, там типо макароны и булки всякие – не с голоду же помирать – а нам все время: че вы тут делаете? Че вы тут сидите? И кто это знает, как под этот звонок подстроиться… кстати, здесь звонок прикольный, думал – мобила чья-то играет. Привык.

Да, кстати, че это я вышел-то. С днем учителя поздравить. А что я тогда говорил. В общем … С праздником Вас

Оба уходят, о чем-то беседуя.

2 ведущий. История продолжается в частушках учащихся 8-классов…

Выступление учащихся.

Музыка .

1 ведущий. Смотри, какие красивые слова.

2 ведущий (девушка)

Я к вам пишу, чего же боле?
Слова душевные хочу сказать.
Я знаю, в этот день осенний –
Учителей нам нужно поздравлять.
В любви хочу всем вам признаться
И счастья в жизни пожелать.
В Онегиных, чур, не влюбляться
Программы вовремя сдавать.
Не будь на свете педагогов,
Поверьте, не было б меня.
Как сердце бьётся в упоенье.
Терпенья вам, любви, тепла.

1 ведущий. Для вас поет …. Песня «Осенний блюз».

Песня.

Музыка 9.

2 ведущий. Самое короткое поздравление. « Ярких впечатлений от жизни. И поездки в Рио-де-Жанейро». Остап Бендер.

1 ведущий. Для вас танцуют … (бальный танец )

Музыка 11.

Ведущий (юноша в костюме светловолосый ):

Вот еще одно поздравление:
Вы знаете, вы всё, конечно, знаете,
Ответите вы на вопрос любой.
Вы понимаете, вы точно понимаете,
Прощать умеете с открытою душой
Вы говорите:
Мне пора учиться, что вас измучила
Моя шальная жизнь
И что пора мне за ЕГЭ садиться,
А не стоят на сцене перед вами, плиз
Живите счастливо,
Под сенью ярких звезд,
Справляйтесь с обновлением системы.
С приветствием к вам любящий всегда - Сергей Есенин.

2 ведущий. Для вас поёт…

Выступление.

Музыка 12.

1 ведущий. Очередное поздравление.

Выходит юноша, играющий Чичикова.

Чичиков: «Признаюсь честно, гимназия хорошая, прекрасная гимназия, и время здесь провёл очень приятно: общество самое обходительное, сплошные предприниматели. Сплошные коммерсанты, мне это нравится… Зашел – бахилы купи. А еще рекомендации для родителей, паспортные данные оставь.. молодцы… Пожелаю большой зарплаты за малые усилия и возможности предпринимательские, чтобы жизнь была веселой и счастливой. Павел Иванович Чичиков».

2 ведущий. Для вас танцуют… (зажигательный танец, современный)

Танец .

1 ведущий (выходит с телеграммой ). Следующее поздравление я не понимаю, какие-то слова: «Горячему коню – стальные удила нельзя. Я свободный человек и вам желаю свободы. Но приглянулись вы мне, учителя, тронули моё сердце, готов променять волю на учебу. Лойко Зобар»

2 ведущий. Для вас танцует… «Цыганская венгерка».

Танец.

1 Ведущий

Что ж ты фантазия скудная,
Где ж ты словарный запас!
Милые, нежные, чудные!
Эх, не влюбиться бы в вас.

Владимир Высоцкий

2 ведущая. Песню бы про друга…

Ансамбль гитаристов исполняют песню Высоцкого.

Музыка 16.

1 ведущий . (читает текст с сердца ) Такое красивое послание: Пожелаем вам любви. Настоящей, верной. Хотя вы те люди, которые знают, что такое настоящая любовь. Вы постоянно живете жизнью тех, кого любите: засыпаете за их тетрадками, придумываете что-то, чтобы их жизнь не была скучной, умете отдавать частицу сердца, радуетесь успехам ваших воспитанников на конференциях и олимпиадах. Любви! Мастер и Маргарита.

2 Ведущая. Для вас номер в исполнении мастера спорта по художественной гимнастике, серебряного призера международных соревнований…

Выступление .

1 ведущая. У нас сегодня очень важные гости, мы приветствуем тех, кто посвятил нашему колледжу жизнь. Слово для приветствия предоставляется директору…

2 ведущий. Для вас поёт хор учителей «Учительский вальс».

1 ведущий. Пусть та важная работа, которую вы делаете каждый день, приносит вам только радость. Желаем вам богатырского здоровья и новых успехов в вашем нелегком труде.

2 ведущий. А мы, ваши ученики, в свою очередь, постараемся как можно чаще радовать вас своими достижениями и, даже покинув нашу гимназию, никогда не забывать тех людей, которые помогали нам познавать мир, и возвращаться сюда снова и снова.

Звучит музыка.


Эта сценка по литературе написана мной для выпускников 11 класса, которые ставили ее на Последнем звонке (или выпускном – простите, уже точно не помню) под руководством своего классного руководителя — учителя литературы.

Сразу скажу: сценка – НЕпростая, сюжет – закручен, и читать Вам придется много – прежде всего, пояснения и вступления.

Пожалуйста, прочтите внимательно и прислушайтесь к моим словам! Тогда Ваша постановка произведет маленький фурор – а может, и не маленький)) В противном же случае натолкнетесь на непонимание учителей и зрителей.

Кому и когда подойдет

эта сценка по литературе?

Кому:

11 классу в течение всего учебного года без (или – почти без) изменений

9 и 10 классам с небольшой корректировкой текста

Студентам-филологам с заменой школы на вуз

Литературным и театральным кружкам и студиям с детьми лет от 15

Когда:

На выпускной и Последний звонок

В День рожденья любимого учителя литературы

Ко Дню рожденья (юбилею) любимого писателя из 6 нижеперечисленных (или с добавлением его в сценарий, если он там отсутствует)

На Неделе литературы

На студенческом капустнике

На КВН, если тема соответствует

Просто отдельным спектаклем к удовольствию своему и зрителей.

Но! Всё это подходит, если соблюдены

Обязательные условия:

1. «Актеры» и зрители знают и любят литературу.

2. Знают биографии и высказывания писателей, обыгранных в сценке.

3. Самое главное – относятся к известным писателям не как к идолам, а как к людям, которыми они ведь и были. То есть, принимая их слабости и возможные недостатки философски и с юмором, без фальши и ненужных приукрашательств.

Хотя бы потому, что эти люди – уже история, а историю надо знать такой, какой она была на самом деле. А не такой, какой кому-то почему-то захотелось ее изобразить.

=======================

Почему всё так непросто? – возможно, спросите Вы.

Потому, что так захотел Заказчик, – отвечу Вам я.

=======================

В этот раз Автор текста – я, Эвелина Шестерненко, а вот Авторы задания/идеи – учитель литературы Екатерина Александровна и тогдашний ученик 11 класса Павел. (Полные имена писать не могу, поскольку у меня нет их согласия на разглашение персональных данных. Но если Екатерина Александровна и Павел захотят себя раскрыть в комментариях под статьей, буду рада их визиту и отзыву ).

Работа была сложной (я перелопатила уйму справочников с биографиями, письмами и высказываниями), но интересной (вспомнила забытое старое, узнала кое-что новое).

Итог – довольны оказались все. Очень надеюсь, что Вам тоже понравится.

Сценка «Литературный салон»

От Заказчика — идея, посвящение и творческое задание:

«А эту сценку мы бы хотели посвятить нашему классному руководителю - (фио учителя)! Преподавать литературу - дело сложное, волей-неволей проникнешься симпатией к автору, а ведь потом с этой кучей мировоззрений учить нас писать сочинения. Голова каждого литератора - литературный салон, в котором вечно происходит спор за создание идеальной модели сочинения и мира. Поехали!»

Сцена должна быть активной и, главное – комичной, чтобы по каждой реплике можно было узнать писателя (может, чтобы они указывали на фамилии/имена друг друга в споре). Обязательно с использованием парт (чтобы минимум 2 персонажа «вели» всю сцену, спорили).

Идея состоит в том, чтобы изобразить работу типичного салона 19 века с участием таких писателей и поэтов, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Лев Толстой, Антон Павлович Чехов, Марина Цветаева и Михаила Пришвина. Нужно, чтобы все писатели совместно работали над созданием некоего «идеального» произведения. Но, по сюжету сценки, у них бы ничего не выходило, так как все они — разных стилей, кричат и перебивают друг друга, добавляют своего мировоззрения, из-за чего идеальное произведение, в конце концов, написать не получается.

Примерные роли в сценке

(как хотелось бы их видеть) :

1. Александр Сергеевич Пушкин – весёлый и жизнерадостный, возможно, немного пьян (вел разгульный образ жизни), его задача – вставлять свои стихотворные строки в диалог (полилог) спорящих, добавлять больше комического компонента в сценку.

2. Николай Васильевич Гоголь – спокойный, но скрытный, склонный к мистике, с бесовским прищуром. Активно спорит с Толстым по поводу того, что произведению не хватает чего-то мистического, волшебного (а может, и вовсе «чернокнижнической» тематики).

3. Лев Николаевич Толстой – властный и твёрдый человек, устои которого видно в каждой его реплике. Но его никто не слушает (кроме Гоголя, которого задевают его вставки). Стучит рукой по столу и пытается всем доказать, что идеальное произведение не может обойтись без «простого люда», без «крестьянской мудрости», дабы произведение было понято всеми и одновременно являлось остросоциальным.

4. Антон Павлович Чехов – неуступчивый критик. Критикует любую идею, которая не связана с его представлениями о мире; критикует всё, что оторвано от реальности, реализма. Один из главных персонажей, которые должны говорить относительно много и доказывать свою точку зрения. (Рьяно спорит с Цветаевой по поводу любви, например).

5. Марина Ивановна Цветаева – персонаж, который во всё хочет добавить романтизма, любовной тематики. Не соглашается ни на какое другое место событий, кроме Москвы. Едко и коротко отвечает на длинные монологи Чехова.

6. Михаил Михайлович Пришвин – беспечный и умиротворённый персонаж. Ни с кем не спорит, бегает с сачком и ловит бабочек, восхищается природой и цветами. Уповает на то, что все за столом образумятся и добавят больше душевности, природы, пейзажей в произведение, а не будут спорить о романтической или реалистической составляющей. (Его слушают ещё меньше, чем активно стучащего по столу Толстого, но его реплики должны быть самыми трогательными, чтобы зрители понимали, что Пришвина не слушают как раз зря, он самый разумный из всех)

=======================

Это был текст пожелания Заказчика.

Что же получилось у меня?

1. Я старалась следовать заданию, хотя сюжет норовил уйти своим путем. Единственное, что я изменила сознательно – разумность Пришвина. Сдвинула ее в сторону истины: НЕ бывает абсолютной правды, у каждого она – своя, каждый литератор по-своему прав.

2. Большая часть реплик состоит из точных или чуть измененных цитат – фраз из программных (изредка – и некоторых других) произведений писателей, а также из дневников и писем авторов. В единичных количествах использованы отзывы о писателях их коллег.

3. Написано с запасом. Репетиция покажет, какие лишние фрагменты можно удалить. До репетиции лучше от обрезки воздержаться.

4. Также на репетиции станет видно, кому из персонажей маловато слов, и нейтральные фразы (не являющиеся цитатами конкретных лиц), можно перераспределить иначе.

========================================

Если вдруг, дорогой Читатель, Вы начали переживать за Писателей, то уверяю Вас – не стОит. Всё написано с очень мягким юмором и признательностью — как за их талант, так и за колорит личности. Не были бы они такими яркими личностями – не было бы этой сценки. Полагаю, что и их знаменитых произведений тоже не было бы.

Кроме того, я во время работы над сюжетом и текстом так прониклась их судьбами, что даже полюбила всех моих персонажей и их прототипов. Так что сценка написана мной почти с нежностью))

Если же Вам покажется иначе, значит, это – не Ваша , или просто не Ваш день. Попробуйте перечитать позже в другом настроении.

«Литературный салон» — сценка по литературе

ПЕРСОНАЖИ и РЕКВИЗИТ

Герои (все 6 заявленных выше литераторов) выглядят похожими на свои общеизвестные в их относительно зрелом возрасте. Нюансы:

  • Лев Толстой – в просторной длинной рубахе-толстовке и просторных штанах, как на его поздних фото. На ногах – современные кеды любого яркого цвета.
  • Пушкин и Гоголь – из-под края рукава сюртука у них должна выдвигаться манжета из тонкого белого картона или нескольких листов бумаги – на ней они будут писать. Имитирует накрахмаленную манжету белой мужской сорочки, на запонке.
  • У Пушкина в нагрудном кармане сюртука видна ручка, имитирующая гусиное перо. Если не найдете похожую ручку, найдите перо и примотайте стержень от шариковой ручки.
  • У Пришвина – сачок с длинной ручкой.
  • Непредусмотренный персонаж — Екатерина Александровна, хозяйка салона (играет сама Екатерина Александровна — учитель литературы — в роли камео или девочка-выпускница в образе Екатерины Александровны)

…………………………………………………………………………….

  • В удобном заметном месте стоит поднос, на нем – кувшин с темным соком или компотом (вишневым, гранатовым – похожим на красное вино), 2 бокала, 4 стакана. Всё – прозрачное. Рядом можно положить шпаргалки с текстом)) Пушкин ходит с бокалом, наполненным на четверть, почти всё время, остальные – по желанию. Наливают себе произвольно.
  • Стоят 1 или 2 парты (столы, стулья): для Толстого – обязательно, остальные герои могут ненадолго присаживаться за стол, вставать, меняться — для сохранения динамики.
  • На кулисе или задней стене – «окно» (картонная рамка).
  • Портреты писателей на видных местах (не обязательно).

ДЕЙСТВИЕ

«В салон» (на сцену) первым входит Пушкин. Осматривается, ловит в воздухе мысль, достает перо из нагрудного кармана, выдвигает левую манжету, пишет на ней. Удовлетворенно посмотрел в пространство, снова огляделся. Видит поднос с кувшином и бокалами, вскрикивает радостно – О, как предусмотрительно! – , в предвкушении потирает руки, наливает сок в бокал и только хочет пригубить, как вздрагивает от крика вошедшей за его спиной Цветаевой.

Цветаева, почти кричит от радости:

О, мой Пушкин! (Подходит к Пушкину и трясёт в рукопожатии его руку ) Пушкинскую руку жму, а не лижу!

Пушкин, оглядываясь с опаской и высвобождая свою руку из ладони Цветаевой:

Мариночка, вы очень хороший поэт, как я слышал!

Цветаева, пылко:

Только поэт? А как же любовь?

Пушкин:

Простите, у меня Наталья Николаевна уже есть.

Цветаева:

Все женщины ведут в туманы…

На этой фразе входит Гоголь:

Пушкин, голубчик, вы давно уже назначены главным гением русской поэзии. И поэтому каждый школьник знает, что ваши стихи посвящены отнюдь не Наталье Николаевне, а многим разным панночкам. Так что вам – жалко пару строф посвятить нашей Мариночке?

Появляется Чехов, вежливо кивая присутствующим.

Пушкин:

Тогда ладно. Подержите! (Вручает бокал Чехову, читает – эмоционально и с театральными жестами, адресованными Цветаевой )

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Я вас любил. Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит -
Я не хочу печалить вас ничем.

==================

Я тоже не хочу печалить Вас)) Поэтому здесь прервемся, а встретимся снова в следующей статье: « .

Какие идеи, что там будет? Пожалуйста, напишите в комментариях.

С пожеланием помнить, что мне тоже хочется что-то от Вас почитать,