Статьи о кузнецах. Семь интересных фактов о ковке

В своём интервью я задавала вопросы специалисту в области художественной ковки - моему папе Лихову Харабийу Мугадовичу. Он постарался досконально отвечать на все мои вопросы. Конечно про работу «Кузнеца» можно говорить бесконечно, но в рамках конкурса я раскрыла основные факты об этой интересной работе.

Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Я работаю кузнецом уже почти 10 лет. Раньше это было просто мои хобби, которое постепенно переросло в мою профессию, которая сейчас меня весьма устраивает.

Почему Вы выбрали эту профессию?

С раннего детства мне нравилось работать с различными металлическими изделиями и у меня это получалось лучше всего.

Довольны ли Вы своим выбором?

Моя профессия меня устраивает во всём, я полностью доволен ей не смотря на некоторые трудности в процессе изготовления кованных изделий.

Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Лично мне моя профессия довилась легко, потому что работать с удовольствием это весьма интересно. Я кузнец самоучка, но имею два высших образования по специальности инженер-строитель, что и помогает в моей работе.

Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Да нужны, а именно знания в области математике и геометрии, художественные навыки и наличие дизайнерской фантазии. Мне кажется только с этими качествами можно быть хорошим кузнецом.

С какими трудностями Вы сталкивались в Вашей работе?

В моей работе бывают разные трудности, например: поломка инструментов или закупка не качественного материала, но нет нечего непреодолимого и все проблемы в конце концов решаются.

Что самое интересное в Вашей работе?

Самое интересное и,на мой взгляд, удовлетворительноев моей работе - это видеть довольных в моей работе клиентов.

Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?

В моей работе раскрываются многие творческие способности, но основным качеством являются способности в сфере художественной ковки.

Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

С детства меня интересовала художественная ковка, но я не думал, что это увлечение станет моей будущей профессией. Будучи уже постарше я думал освоить эту профессию, время прошло. И вот, теперь я освоил эту важную деятельность.

Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?

Моя профессия важна, т.к. изделия, изготовленные мною, широко используются в жизненном обиходе, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и так перечисляя.

Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Мой доход в полной мере зависит от количества моих клиентов, на данный момент я вполне могу обеспечивать себя и свою семью. Не сказать, что доход огромный, но мне в полнее хватает и этих денег.

О чём бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас.

Моя профессия может быть весьма травмоопасна, а также она требует внимательности, терпения и осторожности. В процессе изготовления нельзя отвлекаться, иначе можно упустить важный момент.

Каким было ваше первое металлическое изделие?

Ещё маленьким я имел пристрастие к конструированию, самым первым моим изделием был не большой металлический грузовичок, который нравился всем. Даже соседи приходили к нам домой, чтобы посмотреть на него.

Пользуется ли спросом ваши изделия?

Конечно, пользуется, так как изделия изготовленный мной используются людьми в разных отраслях. В разное время ковка пользовалась большим спросом, наше время этому не исключение. Люди по-прежнему очень любят кованные изделия.

Думали ли вы однажды оставить свою профессию и освоить что-то новое?

Раньше, мне не когда это не приходила в голову такая идея. И не удивительно, ведь моя профессия меня полностью устраивает. Очень важно заниматься тем, что тебе интересно, тогда не будет желания бросить одно дело и заняться другим.

Ошибались ли вы когда-нибудь в размерах при изготовлении изделий?

Конечно были и ошибки, но все эти не приятности исправлялись. С опытом конечно эти ошибки уже не допускаются. Главное в этом деле внимание и аккуратность.

Хотели бы вы, чтобы ваши дети переняли от вас эту профессию?

Я думаю, что каждый человек в праве сам выбирать профессию, а не делать это по тому, что так хотят его родители. Для меня важно, чтобы мои дети нашли себя в жизни и жили счастливо.

Работы моего папы:

Интервью провела Лихова Диана,
7 класс, МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко,
г. Усть-Лабинск, Краснодарский край.

Ковку можно по праву считать самым древним способом обработки металла. Самые древние кузнецы жили в Азии: это ремесло берёт своё начало в древней Персии и Месопотамии. Первыми коваными изделиями считаются предметы быта, связанные с очагом, и орудия для обработки земли, инструменты и оружие. Затем таким способом стали изготавливать подковы, конские сбруи, а также воинские доспехи.

  1. Технология горячей ковки, это процесс разогрева металла до необходимой температуры, при которой он становится пластичным и легко обрабатываемым механическим способом. Для железа такая температура составляет 1000 градусов. Это совсем не мало - такая же температура у горячей лавы на склоне извергающегося вулкана. Металл подвергают нормализации и закалке. Нормализация - процесс нагрева с последующим медленным остыванием на воздухе. Закалка - процесс, при котором разогретый металл мгновенно охлаждают холодной водой.
  2. Умение изготавливать предметы художественной ковки всегда считалось сложным, опыт к кузнецу приходил только через годы работы. Для того чтобы определить свойства металла, мастер обращал внимание на тип искр, который из него выбивался, и виды разломов. При отсутствии высокотехнологичного оборудования нагрев металла контролировался только опытом кузнеца и его интуицией. Температуру мастер определял по цвету раскалённой заготовки.
  3. Сегодня производство кованых изделий начинается с компьютерного 3Д - моделирования. С его помощью ещё до работы с металлом можно подобрать требуемые режимы обработки, и оборудование для производства.
  4. Каждый год в Донецке проходит международный фестиваль. Лучшие образцы кованых изделий остаются после него в парке кованых фигур. Первым экспонатом музея под открытым небом стала корзина с рощами. Сейчас в парке есть и беседки, и аллея знаков зодиака, и аллея сказок, футбольный кубок, фантастические деревья.
  5. Любопытно, что слово "ковать" и "коварство" имеют один и тот же корень. Ремесло кузнеца считалось не просто сложным, а таинственным и почти магическим. "Коварство" раньше означало мистическое умение, и только позже приобрело негативный оттенок, означающий злостный умысел. А такие выражения, как "ковать свою судьбу" и сейчас трактуются в положительном ключе.
  6. Предания о кузнецах берут начала в теогонии. Первым кузнечных дел мастером был бог Гефест с греческого Олимпа. Он ковал для Зевса молнии, которые всегда попадали в намеченную цель. У древних Римлян был бог Вулкан, подчинявший себе стихию огня и считавшийся покровителем кузнецов. По преданию древних славян научил искусству ковки бог Сварог, изготовивший в своей божественной кузнице первый плуг для земледелия. В христианстве кузнецам покровительствуют Кузьма и Демьян.
  7. Мастерство художественной ковки всю историю своего существования оставалось одним из самых почитаемых. Недаром одна из самых распространённых в мире фамилия происходит от слова кузнец. На разных языках она звучит по-разному, но означает одно. Это и российские Кузнецовы и Ковалевы, и украинские Коваленко, и немецкие Шмидты, и Смиты из Англии, и французы Ферран. Более шести миллионов людей во всём мире имеют фамилию, связанную с искусством ковки.

Профессия кузнец зародилась много веков назад. Кузнецов в те времена олицетворяли с людьми, наделенными недюжинной, магической силой. Они часто становились героями преданий и сказок, были очень уважаемыми в обществе людьми. Чем полезна профессия кузнеца в наши дни? В разделах данной статьи мы попробуем ответить на этот вопрос.

Факты из истории

Изделиями из металла люди стали пользоваться с древних времен. Кузнецы, жившие в первобытное время, с помощью огня могли превратить бесформенные куски железной руды в орудие для охоты и земледельческих работ, выковать из них украшения. С течением времени люди, занимавшиеся кузнечным делом, все больше оттачивали свое мастерство и технику ковки. У них стали появляться свои профессиональные секреты, традиции и ритуалы.

Представители профессии кузнец в старину научились отливать сложное, усовершенствованное оружие и предметы быта: щиты, доспехи, различное сельскохозяйственное оборудование и многое другое. Они, чтобы удовлетворить возрастающие потребности своей клиентуры, были вынуждены идти в ногу со временем. Кузнецы прошлых эпох «произвели на свет» большое количество кованых изделий, которые мы сегодня относим к произведениям искусства. Ажурные металлические решетки на окнах, крепкие кованые ворота, замысловатые замки, выкованные мастерами кузнечных дел, и по сей день служат украшениями памятников архитектуры во многих странах.

Трудовые обязанности кузнеца в наши дни

Для того чтобы иметь представление, какую работу в настоящее время выполняют представители профессии кузнец, необходимо знать их основные трудовые обязанности. Эти люди в совершенстве должны владеть определенными знаниями и умениями, в число которых входят:

  • навыки работы с молотами, прессами и завивочными машинами;
  • ковка определенных деталей с использованием специальных заготовок;
  • умение, следуя общепринятой технологии, разогревать в печи заготовки;
  • владение мастерством выполнения основных кузнечных операций: вытяжки, осадки, загиба, отрубания, прошивки и сварки;
  • умение применять на практике чертежи и эскизы;
  • знание правил техники безопасности;
  • владение знаниями из области черчения, физики и химии.

Современные кузнецы в своей работе сочетают искусство ковки былых времен и достижения в области научно-технического прогресса. Они используют не только традиционный молот, но и разные технические приспособления.

Необходимые качества

Представителю профессии кузнец, для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно обладать определенными личностными качествами:

  • идеальной физической формой;
  • стопроцентным зрением и хорошим глазомером;
  • выносливостью;
  • отменной зрительной памятью;
  • переносимостью высоких температур.

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии кузнеца принято считать возможность раскрытия творческих замыслов, способных доставить эстетическое наслаждение людям. Немаловажным плюсом данной профессии также является высокая заработная плата.

В настоящее время, работа мастеров кузнечного дела приобретает все бо́льшую востребованность. Профессионалы в этой области нередко открывают собственные мастерские по производству высококачественных изделий из металла.

К минусам данной профессии прежде всего относятся нелегкие условия труда и повышенная травмоопасность. Кузнецы осуществляют свою трудовую деятельность в жарком и шумном помещении, в котором несоблюдение основных правил безопасности неизменно приводит к ожогам.

Недостатком профессии кузнец (описание трудовых обязанностей мастеров кузнечного дела свидетельствует об этом) также являются повышенные физические нагрузки. Ее представителям часто приходится иметь дело с очень тяжелыми заготовками и изделиями из металла. Вследствие этого кузнецами идут работать в основном мужчины.

Как стать кузнецом

В былые времена освоить эту интересную профессию можно было, только устроившись в подмастерья к кузнецу. По традиции отцы обучали данному ремеслу своих сыновей. В настоящее время каждый желающий может получить высшее или среднее специальное образование по специальности «Мастер художественной ковки металлов».

В полной мере постичь тонкости профессии кузнец реально только на практике. Обучение дает хорошие теоретические знания, развивает творческие навыки, но умение ковать можно приобрести только в кузне. Изготавливая своими руками разные изделия, кузнец начинает ощущать характер металла и принимать нестандартные решения, без которых трудно представить его работу.

Для специалистов, работающих на производственном предприятии, крайне важно получить разряд, подтверждающий их квалификацию. Его можно повышать с помощью специальной аттестации.

Профессию кузнец и в XXI столетии можно назвать мистическим и загадочным занятием. Ведь под руками современных ковалей металл будто оживает. Из него как по мановению волшебной палочки расцветают цветы, становятся словно живыми звери и птицы. Создаваемые мастерами художественной ковки штучные изделия, наполненные изяществом и красотой, можно смело отнести к предметам роскоши.


Вера в то, что лошадиная подкова приносит счастье – одно из самых распространенных суеверий. Впрочем, о волшебных свойствах подков было известно еще в давние времена, когда продавали их не в сувенирных магазинах, как сегодня, а ковали в кузнях кузнецы… И, конечно, без магии тут не обходилось.

Подкова на счастье

Если кто-то находил на дороге , ее прибивали над дверью концами вверх. Объяснялось это тем, что дьявол, от которого, собственно, и должна была защищать подкова, ходит кругами. Так что, дойдя до конца подковы, он развернется и повернет назад.

Откуда же возник сам культ подковы? На Британских островах родилась легенда о Св. Дунстане. Последний, мол, трудился кузнецом, и как-то к нему явился сам нечистый с просьбой подковать копыто. Дунстан для виду якобы согласился. Но на самом деле приковал «клиента» к стене, да так крепко, что тот аж запросил пощады. Тогда святой пообещал освободить его, если он поклянется, что никогда не войдет в дом, над дверьми которого прибита подкова.

В подковах от «железных» мастеров нуждались и тележники, и владельцы возов. Кузнецы занимались изготовлением шин для колес, для чего рядом с кузницей устраивалось специальное приспособление - «натягач». Обувая колесо к телегам, кузнец разогревал шину и надевал на колесо. Шина, остывая, стягивала деревянные дуги на спицах, затем их закрепляли заклепками.

Кузнецы никогда не сидели без работы. Изготавливали они и самые разнообразные бытовые вещи - замки, щеколды, навесы, кресты…

Почетом среди земляков пользовались мастера, которые удивляли односельчан причудливо сделанными железными «мудришками». Немало кузнецов увлекалось . Так, во многих местностях Мещеры ценились кованые сундуки, разукрашенные дивными орнаментами.

В основном каждая кузница специализировалась на изделиях какого-то одного вида. Это зависело от наклонностей кузнеца и спроса со стороны окрестных жителей. Так, в Васюковке Шатурского края Подмосковья ковались подковы, обручи к бочкам, насечки к жерновам. А в неподалеку оттуда расположенной Варюковке изготовлялись оси к мельничным колесам, жерновам, точильным камням, щипцы и клещи.

Нередко кузницы располагались близ плотин, где стояли и водяные мельницы; вода и крутила мельничные жернова, и раздувала кузнечные меха.

«Подкованная» любовь

Поскольку кузнецы имели дело с огнем и железом – двумя из основных природных стихий, они слыли людьми, связанными с потусторонними силами. Считалось, что кузнец может «выковать» счастье для влюбленных или «сковать» для жениха с невестой «свадьбу крепкую». Древние славяне нередко причисляли кузнецов к волхвам – по-славянски - жрецам. Кузнецы-волхвы числились покровителями брака и исполняли важную роль в свадебных ритуалах. Например, занимались выковыванием обручальных колец, которые в старину для простых смертных изготавливали обычно не из золота, а из железа или меди. Золотые кольца могла себе позволить только элита, существовавшая во все времена.

Во время пели подблюдные песни о кузнеце, кующем свадебный венец. На игрищах парни, ряженые кузнецами, «подковывали девок» – задирали им ноги с помощью клещей, а также били молотком по палочке, приставленной к ступне, как по наковальне. Конечно, все понарошку. Затем обычай ушел, но осталось простонародное выражение «подковать девку» - так именовали вступление с девушкой во внебрачную связь, что у наших предков было редкостью и, конечно, не поощрялось.

«Колдовское» ремесло

Еще бытовала поговорка: «Кузнец кует, а жаба ногу подставляет». Вспомним легендарного Левшу из повести Николая Лескова, которому удалось подковать блоху. Хотя в этом произведении нет намеков на какую-либо мистику (разве что сам факт подковывания блохи), понятно, что такое могло оказаться под силу лишь тому, кто пользовался потусторонней помощью.

В русских народных сказках таким помощником для кузнеца является черт. Благодаря колдовским умениям кузнец мог перековать человеку голос – сделать из грубого тонкий, перековать старика в юношу, щипцами «прижать» болезнь или «прищемить» беду, выковать талисман на счастье или амулет для защиты от злых сил… Наконец, он обладал властью над тем же чертом, вынуждая его прекратить свои злые дела.

Кузнец своего счастья

Возле сельских , как водилось, всегда крутились люди. Приходили туда даже без особого дела, просто почесать языки. Недаром Александр Твардовский в поэме «За далью – даль» писал про сельскую кузницу, запомнившуюся ему с детства:
На малой той частице света
Была она для всех вокруг
Тогдашним клубом, и газетой,
И академией наук.
«Кузнец, кузнец, выкуй мне счастье», - просила девушка. «Чего Бог не даст, того, милая, тебе кузнец не выкует», - вздыхал путник. И тут с воза, колеса которого были уже одеты в новенькие железные шины, раздавалось: «Каждый своего счастья кузнец!» Так и пошла по свету эта поговорка.

Искусство обработки металлов методом ковки - древнее, если не древнейшее прикладное искусство. позволила человечеству создать инструменты и приспособления превосходящие свои аналоги из природного подручного материала по прочности, производительности и сроку службы. Первыми металлами, испытавшими на себе холодную ковку были самородные формы золота и меди. В экспериментах со сплавами родилась бронза. Впоследствии обработка метеоритного железа произвела настоящую революцию в науке и оружейным деле тех времён. Стали (сплавы железа и углерода) открыли широкие перспективы в сельском хозяйстве и множестве прикладных ремесел. Переоценить значение появления железа среди обрабатываемых материалов для эволюции и прогресса человечества, практически, невозможно. Во всех отраслях деятельности человек издревле использует те или иные изделия или инструменты из стали. Народная поговорка гласит, что кузнец - всем ремеслам отец.

Теперь несколько фактов о ковке и кузницах, которые, как нам кажется, могут быть Вам интересны или полезны.

- Кузнецы - боги, полубоги, потомки богов. Во всех ранних языческих культурах человечества в пантеон главных (верховных) богов входил бог-кузнец или бог, так или иначе связанный с процессом обработки металлов, повелитель огненных стихий и покровитель ремесел. Примеры: Тор у скандинавов, Веланд (Воланд) у европейцев, Гефест (Вулкан) у греков. Секреты добычи руды и аффинажа металлов были строго законсервированы в кругу посвященных. И как следствие, обрастали слухами и мифами. Таинственности добавляло использование в первых кузнях, помимо бронзы и меди, метеоритного железа, неземное происхождение которого уже тогда не вызывало особых сомнений. Ковка производилась в условиях секретности, работа велась с "небесным металлом", навыками обладали единицы, изделия ценились невероятно высоко - этих факторов вполне достаточно для возведения кузнеца на высшую степень иерархии в племени или раннем государстве. Дальше народное творчество: кузнецы - шаманы, колдуны, повелитель стихий, жрицы огня и так далее. Сама же ковка стала сродни священнодействию. Думаю, первые кузнецы и сами были не прочь нагнать тумана. На Руси богом-кузнецом был Сварог - прямой потомок Рода, посланный создать человеческий мир и устроить миропорядок. Кузнецы числились жрецами Сварога. Неоспоримая польза, приносимая сообществу, неизменно делала кузница положительным героем эпоса, мифов, сказок. Процесс превращения буро-красной глины (болотной руды) в необходимые в хозяйстве предметы и дивные украшения несведущей публике казался колдовством. Кузни всегда строились на особицу, во-первых, ввиду повышенной опасности возникновения пожара при плавильном процессе, во-вторых, для удобства снабжения рудой и углем. Даже односельчане старались не проявлять особого интереса к производству из-за множества примет и суеверного страха. На территории центральной России при раскопках находили артефакты кузнечного дела из стали датируемые V-VI веками н.э. Остатки найденного оружия и предметов быта свидетельствуют о высочайшем мастерстве художественной ковки приемников дела Сварога того времени. Изделия были не только искусно выкованы, но и изящно украшены. Применялась как бедная болотная руда, так и стали из относительно чистого железа, что свидетельствует о наличии науки рудознания и высокого уровня плавильного дела. Встречались сплавы и из "небесного железа". На смену Сварогу покровительство над кузнечным рукомеслом приняли христианские святые - кузнецы Кузьма и Демьян.

Почему кузня без окон? Старинная кузня представляла собой сруб часто врытый в землю или имеющий насыпи на стены. Окна отсутствовали. Такая конструкция служила для удобства поддержания температурного режима, а полумрак облегчал кузнецу определение нужной температуры для ковки по цветам каления металла и характеру производимой при ковке искры. Правильное определение ковочный температуры непосредственно влияло на качество изделия. Ошибки в технологии "на глазок" стоили очень дорого, ведь железо и стали доставались тяжелым трудом и в ограниченном количестве.

Температура ковки стали 850 – 1200°C. Много это или нет? Сегодня нас мало что удивляет, в том числе эти цифры. Но, представьте сельскую кузню, где несколько подмастерьев должны были потратить около часа, работая ручными мехами для разогрева одной детали на древесном угле. Для сравнения, природная лава течёт по склону вулкана, имея температуру около 1000°С. Для определения оптимальных ковочных температур, сегодня используется термопара или пирометр, а раньше все держалось на опыте.

Железо – драгоценный металл. Именно так, драгоценнейшим металлом по степени полезности человечеству называли железо многие известные люди, например: просветитель В. Певшин (XVIII в.), химик А. Коренев (XIX в.), историк Я. Говер (XIX в.). С этим невозможно спорить, учитывая роль "простого" железа в прогрессе цивилизации.

- Стереотипы и мифы о кузнецах и ковке. На большинстве картинок в интернете посвященных теме кузнецов и ковки мы обнаруживаем умилительное изображение дюжего молодца, этакого былинного богатыря с огромной кувалдой на замахе. Часто: молот в одной руке и обрабатываемый меч исполинских размеров в другой. Продолжают набор стереотипов упругие мышцы оголенного торса под кожаным фартуком и снопы искр. Так вот, на этих картинках с особым пафосом изображен молотобоец. На самом деле, кузнец, всю сознательную жизнь посвятивший ремеслу, как правило, был сух и жилист. Это объясняется условиями горячего цеха. По сути, он являлся "продуктом" горячего копчения. Кузнец руководил процессом ковки небольшим молотком – ручником (ударение на первый слог), подавая указания молотобойцу куда, как и с какой силой наносить удар по заготовке. Подручный доставал заготовку из горна и удерживал ее на наковальне во время ковки при помощи кузнечных клещей. Все должно было происходить крайне слаженно и быстро, пока металл сохраняет ковочную температуру. Из-за отсутствия механизации, один человек мог работать только с мелкими поковками. Молотобоец в кузне представлял собой грубую физическую силу. По сути, он был наемным работником, вершинами кузнечного мастерства овладеть не успевал. Постоянные удары по твёрдой поверхности "сушили" руки молотобойца, разрушали и деформировали суставы. Это был очень опасный и вредный для здоровья труд. Учениками же кузнеца, как правило, становились мальчики из числа работающих на кузнечных мехах и мехах сыродувной плавильной печи. Они имели возможность за работой наблюдать процесс ковки, сызмальства набираясь знаний. Стать учеником кузнеца было большой удачей, а конкурс был как в современных вузах.

Фамилии образованные от слова "кузнец". О значимости кузнецов в обществе и престиже профессии косвенно свидетельствует фамилия "Кузнецов" – одна из самых распространенных в России. Такая ситуация наблюдается по всему миру: Ковали, Ковальски, Ковачи, Шмидты, Смиты, Фераны, Эррэйры имели далёкими предками представителей кузнечных династий.

– Метаморфозы семантики Как ни странно, слово "коварство" имеет в своей корневой основе "ковка, ковать ". Означало оно "мастерство, умение, знание" и имело сугубо положительный смысловой окрас. Со временем слово и производные от него изменили свое лингвистическое значение на "двуличный, подлый ". Такие случаи не единичны, примером тому значение слов "ведьма", "ведьмак" (ведунья, ведун), которые также означали людей знающих, сведущих, а позже превратились в "колдунов", сели на метлы и стали питаться царевичами. Современные наследники огненного кузнечного ремесла, настоящие мастера смело могут именовать себя "коварными ведунами" в память о древних представителях знатной профессии.