Состав вмс греции 1914 1945. Военно-морские силы греции - состояние и перспективы развития

Военно-морские силы Греции (греч. Ελληνικό Πολεμικό Ναυτικό - Эллинико́ Полемико́ Нафтико́) - один из видов вооружённых сил Греческой Республики.

История современного военного флота Греции отсчитывается с момента провозглашения Грецией независимости от Османской империи в 1828 году.

С начала ХХ века строительство ВМС Греции ведется на принципах копирования ВМС Великобритании : организационная структура, принципы обучения, связи и т.п. - заимствуются у европейского соседа. Многие корабли для ВМС Греции были построены в Великобритании.

В настоящее время ВМС Греции включают три командования (флота, материально-технического обеспечения и учебное), авиацию ВМС, а также три военно-морских округа. Кроме того, в оперативном отношении начальнику штаба ВМС подчиняется полк морской пехоты и эскадрилья патрульных самолетов от сухопутных войск и ВВС. Общая численность личного состава ВМС Греции 19 500 человек, в том числе 3000 офицеров и 200 женщин, находящихся на должностях унтер-офицеров.

В составе ВМС Греции на 2014 год числилось 8 подводных лодок , 14 фрегатов , 15 ракетных катеров , 12 артиллерийских катеров , 6 сторожевых катеров , 7 тральщиков , 12 десантных кораблей и 36 судов вспомогательного флота.

Основное место базирования - ВМБ Саламин

История ВМС Греции

История современных военно-морских сил Греции отсчитывается с 1828 года, когда в результате освободительной борьбы страна провозгласила себя независимой от Османской империи. Первым министром по морским делам независимой Греции стал адмирал Константинос Канарис.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 7/2001, стр. 41-47

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Лейтенант А. РАЗУМОВСКИЙ

История Греции тесно связана с мореплаванием. Еще в VII веке до нашей эры Эгейское и Ионическое моря пересекали торговые суда древних эллинов, при необходимости быстро I превращавшиеся в боевые корабли. Непосредственно рождение национального военно-морского флота можно отнести к началу XVIII века, периоду противостояния Греции турецкой оккупации. В дальнейшем его развитие протекало достаточно медленно ввиду серьезных экономических проблем государства. Только после Второй мировой войны, со вступлением страны в НАТО и укреплением ее экономически, греческие ВМС постепенно заняли прочные позиции в Средиземноморье, уравновешивая своего извечного соперника - флот Турции.

На развитие военно-морских сил Греции серьезное влияние оказывали островное положение значительной части ее территории, а также выгодное расположение на пересечении торговых путей, связывающих Европу, Азию и Африку. Особое стратегическое значение имеет принадлежащий Греции о. Крит в центре восточной части Средиземного моря. Возможность базирования на нем кораблей флота и самолетов ВВС, в том числе и НАТО, является ключевым фактором, обеспечивающим господство вооруженных сил блока в данном районе. Другой важный стратегический объект - порт Салоники, расположенный на севере страны, служит важным перевалочным пунктом морских грузовых перевозок. В силу этих и ряда других факторов Греция играет заметную роль в стратегическом планировании Северо-Атлантического союза, что проявилось, в частности, во время операции многонациональных сил в Югославии.

Среди основных факторов, определяющих морские интересы Греции, особо выделяются те, что касаются военной и экономической безопасности страны:

Сохраняющаяся угроза конфликта с Турцией (по поводу спорных островных владений, границ территориальных вод, контроля над морским и воздушным пространством в Эгейском море, кипрской проблемы);

Необходимость охраны и патрулирования морской экономической зоны и более 3 тыс. островов, контролирования и защиты морских коммуникаций;

Зависимость от поставок энергетического сырья морем вследствие слабого развития системы трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов.

Греция - одна из ведущих морских держав, а торговое судоходство - важнейшая отрасль ее экономики. Торговый флот под национальным флагом осуществляет 43 проц. морских перевозок стран ЕС и занимает третье место в мире после либерийского и панамского. В его составе согласно судовому регистру Ллойда числится 1 491 судно общим тоннажем 24 833 280 регистровых т. Танкерный флот считается самым крупным из стран Средиземноморского бассейна и имеет возможность при определенных условиях контролировать если не основную, то значительную часть перевозок нефти и нефтепродуктов в регионе. В частности, на долю греческих судовладельческих компаний приходится до 75 проц. морских перевозок Турции.

Военно-морские силы рассматриваются руководством страны в качестве инструмента укрепления ее позиций в мировой политике. Боевые корабли греческого флота входят в состав постоянного соединения ОВМС НАТО на Средиземном море, регулярно участвуют в учениях созданного в рамках ЗЕС оперативного соединения «Евромарфор», основным предназначением которого является проведение миротворческих, гуманитарных, поисково-спасательных и боевых операций по урегулированию вооруженных конфликтов и кризисов. Греция намерена также присоединиться к Черноморской военно-морской группе «Блэксифор», соглашение о создании которой было подписано в марте 2001 года в Стамбуле представителями России, Турции, Румынии, Болгарии, Украины и Грузии. В задачи группы из шести-семи кораблей (по одному от каждой страны) и под командованием представителя ВМС одной из них (на ротационной основе, сроком на год) будет входить проведение спасательных и миротворческих операций в Черном море.

Таким образом, функциональное назначение греческого флота сводится к защите национальной территории от агрессии, обеспечению национальной безопасности, а также союзнических интересов в рамках Северо-Атлантического блока и Европейского союза (ЕС), а основными его задачами в мирное время являются: поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответственности, охрана судоходства и ведение всех видов разведки. В военное время флот должен быть готов к завоеванию господства в восточной части Средиземного моря, поддержке сухопутных войск на приморских направлениях, блокированию Черноморских проливов, проведению морских" десантных операций и защите морских коммуникаций.

Общее руководство военно-морскими силами возложено на начальника главного штаба ВМС (командующего), который непосредственно подчиняется начальнику генерального штаба вооруженных сил страны. Управление силами он осуществляет через свой штаб, заместителя и командующих трех основных командований: флота, материально-технического обеспечения и учебное. Командующему подчинены также командования трех военно-морских зон (в Эгейском, Ионическом морях и в северной части Греции) и авиации ВМС.

Высшим органом управления ВМС является главный штаб (г. Афины), который занимается разработкой планов строительства, боевого использования флота, организации береговой обороны и оборудования военно-морских баз и портов. Он готовит планы мобилизационного развертывания сил, определяет потребности в личном составе, боевых кораблях, вооружении и военной технике.

Учебное командование, подчиненное начальнику главного штаба ВМС, отвечает за боевую подготовку соединений и кораблей, а также за обучение личного состава флота и резервистов. Офицерские кадры готовит военно-морском училище (Naval Officers Academy), а унтер-офицеров - специальная школа (Petty Officers School). В состав командования входят также три учебных центра, учебный корабль «Арис» и три небольших учебных парусных судна.

Командование материально-технического обеспечения организует и осуществляет тыловое обслуживание кораблей, их ремонт и модернизацию, руководит строительством береговых объектов. Ему подчинены центр снабжения ВМС, все вспомогательные суда и военно-морские базы Саламис и Суда.

Командование флота Греции (командующий - вице-адмирал) объединяет пять флотилий:

- подводных лодок (восемь дизель-электрических ПЛ типа «Глаукос» проекта 209/1100-1200, рис. 1);

- эскадренных миноносцев и фрегатов УРО, которая включает четыре ЭМ УРО типа «Кимон» («Чарлз Ф. Адаме», рис. 2), ФР УРО типов «Хидра» (четыре, проекта МЕКО 200HN, рис. 3), «Элли» («Кортенаэр», шесть, рис. 4), «Эпирус» («Нокс», два) и ряд вспомогательных судов (корабли, входящие в данное соединение, выполняют основные как оборонительные, так и наступательные задачи флота);

- патрульных сил в составе ракетных катеров (РКА) типов «Ласкос» (девять, рис. 5), «Вотсис» (шесть), «Ан-нинос» (четыре)», торпедных (ТКА) - «Гесперос» и «Андромеда» (по четыре), патрульных (ПКА) - «Армато-лос», «Пирполитис», «Толми», «Ди-опос Антониоу» (по два) и «Дилос»;

- десантных кораблей (семь танкоде-сантных, в том числе пять современных ТДК типа «Ясон» национальной постройки 1994 - 2000 годов (рис. 6), до десяти средних и малых, включая ДКВП типа «Зубр», а также более 80 десантных катеров (ДКА) и десантно-высадочных средств);

- минно-тралъных кораблей, включающей два минных заградителя (ЗМ) типа «Акгион», восемь базовых тральщиков (БТЩ) типа «Алкион», восемь тральщиков - искателей мин (ТЩИМ) типов «Адъютант» (шесть) и «Хант» (два). Корабельный состав греческого флота (по данным справочника «Джейнс файтинг шипе») включает 64 боевых корабля, в том числе восемь дизельных подводных лодок, четыре эсминца УРО, 12 фрегатов УРО, пять корветов, 17 десантных кораблей, 16 тральщиков(ТЩ и ТЩИМ) и два минных заградителя, а также 36 ракетных, торпедных и патрульных катеров, более 70 десантных катеров и 60 вспомогательных судов (тактико-технические характеристики боевых кораблей и катеров приведены в таблице).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ ВМС ГРЕЦИИ

Командование морской авиации организационно включает четыре эскадрильи вертолетов (из них две - учебные) палубного базирования (всего 18 машин: восемь S-70B-6 «Эгейен Хок», десять АВ 212 ASW/EW «Агуста») и эскадрилью самолетов базовой патрульной авиации (шесть Р-ЗВ «Орион»). В качестве поисково-спасательных и учебных используются также два вертолета «Алуэтт-3». Кроме того, в интересах ВМС используется авиаэскадрилья истребителей «Мираж» 2000EG из состава ВВС (в частности для нанесения ударов по надводным целям с применением ПКР «Экзосет» AM 39).

Морская пехота представлена 32-й бригадой МП, дислоцирующейся в базе Волос и входящей в состав сил быстрого реагирования (2-й армейский корпус). Бригада включает три батальона МП (520,521 и 575-й), подразделения полевой артиллерии (105-мм буксируемых гаубиц) и танковые («Леопард-1», рис. 7). В настоящее время она передается в состав сил специального назначения (Special Forces), так же. как и 13-й амфибийно-десантный полк, переименованный в 13-е командование специальных операций (Special Operations Command), дислоцирующееся в Афинах и подчиненное непосредственно начальнику генерального штаба. В состав последнего входит в частности 7-й амфибийно-десантный отряд, считающийся элитным подразделением греческого спецназа. Разведывательно-диверсионные группы ВМС (MYK), наподобие американских (SEAL), оснащены самыми современными боевыми и техническими средствами.

Личный состав греческих ВМС насчитывает (по справочным данным) 19 950 человек (3 692 офицера), из которых около 37 проц. (7 408) - призывники срочной службы (21 месяц).

В соответствии с национальным планом развития флота на 1996 - 2000 годы, предусматривавшим затраты в размере 17 млрд долларов, было завершено строительство современных фрегатов УРО типа «Хидра» по немецкому проекту МЕКО 200HN (головной был построен в Германии еще в 1992 году, остальные три - на национальной судоверфи в г. Скараманга), введен в боевой состав последний из шести закупленных в Нидерландах фрегатов УРО типа «Элли» («Кортенаэр»), построены пять танкодесантных кораблей типа «Ясон», приобретены в Великобритании два ТЩИМ типа «Хант» (один в середине 2000 года, второй - в начале 2001-го) и в Германии - два последних из шести РКА типа «Востис» («Комбатант ПА»). Кроме того, подписаны контракты (в январе-феврале 2000 года,) на постройку трех-четырех ПЛ нового типа «Кат-сонис» по немецкому проекту 214 и стольких же РКА типа «Супер Вита» с британской компанией «Воспер Торникрофт», а также завершена модернизация первых четырех ПЛ типа «Глаукос» по соглашению с немецкой фирмой HDW.

Программой на 2001 - 2005 годы предусматривается дальнейшее обновление корабельного состава и повышение боевых возможностей флота, достижение большей гибкости оперативного использования сил, в том числе по планам НАТО. Заметное внимание уделяется развитию подводных сил. В соответствии с контрактом, подписанным в феврале 2000 года с немецкой компанией HDW, намечено строительство ПЛ нового поколения (проекта 214), являющихся океанским вариантом германских перспективных лодок типа 212А, имеющих большее водоизмещение (1 700 т надводное, 1 980 т подводное) и глубину погружения - до 400 м. Они оснащаются анаэробными (не зависящими от атмосферного воздуха) энергетическими установками и будут вооружены ПКР «Гарпун» и торпедами. Ввод в строй головной лодки - «Катсонис» (строится на судоверфи HDW в г. Киль) -ожидается в 2005 году. Две, а возможно и три других ПЛ данного типа предполагается построить с помощью HD W на национальной судоверфи в г. Скараманга. Модернизация и перевооружение четырех последних из восьми ПЛ типа «Глаукос» продолжится в период с 2001 по 2008 годы. На них устанавливаются новые системы управления оружием, более совершенные гидроакустические, навигационные, радиоэлектронные и связные средства. В результате модернизации эти лодки (проекта 209) будут соответствовать стандартам немецких ПЛ типа 206А.

Совершенствование надводных сил связывалось (до недавнего времени) прежде всего с приобретением в США четырех эсминцев УРО типа «Кидд» (рис. 8). Однако по некоторым политическим мотивам (в частности в связи с рассмотрением в США возможности продажи эсминцев Тайваню), этот вопрос остается пока открытым. Более перспективным представляется план закупки до четырех современных корветов многоцелевого назначения. К техническим параметрам кораблей предъявляются следующие требования: водоизмещение около 1 800 т, длина 85 - 90 м, максимальная скорость хода не менее 29 уз, вооружение - до восьми ПКР, 16 ЗУР, 76-мм АУ, торпедные аппараты (ТА). Кроме того, корабль должен обладать возможностями базирования на нем противолодочного вертолета (S-70B-6). В наибольшей степени этим требованиям соответствует, по мнению заказчиков, проект корвета типа SAAR 5 американской постройки (компании «Инголс шипбилдинг»).

В марте 2000 года на судоверфи «Элевсис» начато строительство головного (в серии из трех-четырех) ракетного катера типа «Полемистис» (британского проекта «Супер Вита» компании «Воспер Торникрофт»). РКА будет иметь полное водоизмещение 580 т и вооружен ПКР «Экзосет» ММ 40,76- и 30-мм АУ, а также 533-мм ТА.

До августа 2001 года должна быть завершена поставка ВМС Греции четырех десантных кораблей на воздушной подушке типа «Поморник» («Зубр», проекта 1232.2), заказанных в январе 2000-го в России и на Украине (по два). Первый из них, получивший название «Кефаллиниа» (L180), был доставлен в порт Пирей транспортным судном «Смит Экспресс» в январе 2001 года и отбуксирован в В МБ Саламис. Корабль (постройки 1993 года) был подготовлен к поставке на российской судоверфи «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). Газотурбинные энергетические установки будут монтироваться на каждом ДКВП компанией «Хелленик аэроспейс индастриз»

В марте 2000 года на судоверфи «Элевсис» началось строительство нового танкера-заправщика типа «Этна» водоизмещением 13 400 т. Судно строится по итальянскому проекту (фирмы «Финкантьери»), его ввод в состав вспомогательного флота намечен на 2004 год.

Большое количество подконтрольных Греции островов (свыше 3 тыс.) заставляет поддерживать значительные силы береговой охраны (БОХР), насчитывающей в своем составе около 160 малотоннажных патрульных, сторожевых и спасательных катеров. В условиях мирного времени они эксплуатируются министерством торгового флота, а в случае войны передаются ВМС (численность личного состава 4 000 человек, в том числе 1 055 офицеров). Плавсредства БОХР периодически обновляются и модернизируются. В частности, в 1993 -1994 годах были приобретены (в Испании) четыре судна контроля за эколо-гической обстановкой (водоизмещением 230 т), в 1994 -1995-м - 44 спасательных катера у британской фирмы «Колвик крафт» (г. Колчестер), а в 2000-м - два катера на воздушной подушке типа «Слингсби» SAM 2200 (5,5 т). Воздушная служба БОХР пополнилась в 1999

2000 годах четырьмя вертолетами AS 322C1 «Супер Пума». В июле 1999 года для нее были также заказаны три самолета «Цессна Виджилент».

Достаточно планомерно осуществляется обновление авиационного парка ВМС. Закупленные в США в 1992 -1993 годах шесть патрульных самолетов Р-3 А «Орион» в 1996

1997-м были заменены самолетами Р-ЗВ для более эффективного решения задач противолодочной обороны и наблюдения. В период с 1994 по 1998 год у фирмы «Сикорски» были приобретены восемь вертолетов S-70B-6 «Эгейен Хок» (рис. 9). Находящиеся на вооружении вертолеты АВ 212ASW/EW «Агуста» (рис. 10) проходят модернизацию с целью продления сроков их службы минимум на 15 лет. Они оснащаются новыми системами наблюдения (в том числе ИК-диапазона), радиоэлектронной разведки и РЭБ.

В результате реализации планов и программ строительства флота командование ВМС рассчитывает поддерживать численность корабельного состава и морской авиации на существующем уровне по крайней мере до 2010 - 2015 годов при существенном повышении боеспособности и слаженности, а также боевых возможностей соединений, частей и кораблей. Это позволит, по взглядам руководства ВМС, обеспечить в обозримом будущем сохранение ведущих позиций страны в Восточном Средиземноморье и надежную защиту национальной территории в случае агрессии.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

История современных военно-морских сил Греции отсчитывается с 1828 года, когда в результате освободительной борьбы страна провозгласила себя независимой от Османской империи. Первым министром по морским делам независимой Греции стал адмирал Константинос Канарис.

Эмблема военно-морских сил Греции

Флот в борьбе за независимость Греции. Греко-турецкие войны.

Во время войны с Османской империей в 1832 году ВМС Греции насчитывали 1 корвет, 3 брига, 6 галер, 2 канонерские лодки, 2 парохода и несколько мелких судов. Главная военно-морская база располагалась в Поросе, командовал ВМС Греции адмирал Андреас Миаулис.

В 1846 году образовано первое военно-морское училище.

В 1855 году в Англии для военного флота Греции заказываются винтовые пароходы Panopi, Plixavra, Afroessa, и Sfendoni. В 1889 году ВМС Греции пополнился кораблями Hydra , Spetsai и Psara, построенными во Франции.

В результате греко-турецкой войны 1897 году ВМС Греции закрепил свое господство в Эгейском море.

Развитие флота накануне Первой мировой войны

В 1907 году образован Морской генеральный штаб ВМС Греции. Первый начальник МГШ – адмирал Конториотис.

В 1909 году в Италии заказывается флагман ВМС Греции – броненосец Georgios Averof .

В 1910 году в Великобританию направляется делегация во главе с адмиралом Tufnel, по результатам работы которой принимается решение о заимствовании английских принципов построения флота – системы обучения, организационной структуры, системы связи и т.п.

Накануне балканской войны в 1912 году в составе ВМС Греции числились броненосец Georgios Averof , устаревшие пароходы Hydra , Spetsai и Psara, 8 миноносцев (типов Thyella и Niki), 5 устаревших немецких торпедных катеров, 4 парохода типа Acheloos и ряд вспомогательных судов. Во время войны в Германии были заказаны два торпедных катера (Nea Genea и Keravnos), в Англии четыре скаута (Aetos, Ierax, Leon, Panthir) и во Франции две подводные лодки (Delfin, Xifias). Греческий флот безраздельно господствовал в Эгейском море, разгромил турецкий флот в сражениях у островов Элли и Лемнос и освободил ряд островов в северной и северо-восточной частях Эгейского моря. Участие в Первой мировой войне и межвоенный период.

C началом Первой мировой войны строящиеся в Англии для ВМС Греции корабли были реквизированы и вошли в состав ВМС Великобритании. Военный флот Греции участвовал в военных действиях на море на стороне стран Антанты, выполняя патрулирование легкими силами акватории Эгейского моря и обеспечивая проводку союзных торговых конвоев.

По окончании Первой мировой войны корабли ВМС Греции, в составе экспедиционных сил стран Антанты, принимали участие в боевых действиях на Черном море против России, базируясь на Константинополь и Никомидию.

В начале 1920-х годов ВМС Греции поддерживал действия сухопутных войск во Фракии и Малой Азии.

На начальном этапе Второй мировой войны корабли ВМС Греции конвоируют суда, осуществляющие поставки для войск союзников в Албании. Греческие подводные лодки действуют против торговых судов противника в Адриатическом море. Однако, после перехода операции «Барбаросса» в активную фазу и перебазировании немецких ВВС на аэродромы в Болгарии, по кораблям греческого флота был нанесен ряд сильных авиаударов, а части вермахта вступили на территорию Греции, захватив военно-морские базы с суши. Так в период 4-25 апреля 1941 года от атак немецкой авиации затонуло 25 кораблей и судов ВМС Греции.

Начальник Морского генерального штаба ВМС Греции A. Sakelariou с согласия лидеров страны принимает решение продолжить сопротивление. Уцелевшие корабли военно-морского флота Греции сначала перебазированы на Крит, а затем в Александрию. Всего к концу апреля 1941 года в бухте Александрии были сосредоточены 17 кораблей ВМС Греции (броненосец, 6 миноносцев, 5 подводных лодок и вспомогательное судно). На английских судоремонтных базах в Египте и Индии все греческие корабли (кроме ЭМ Vasilissa Olga ) прошли ремонт и модернизацию, с установкой современных радиоэлектронных средств и вооружения). В дальнейшем корабли ВМС Греции привлекались для эскортных операций и патрулирования в водах Средиземного моря, Персидского залива и Индийского океана. На территории Египта действовала греческое военно-морское училище, личный состав продолжал отправляться в Англию для обучения, а также для приемки новых кораблей. Для обеспечения траления прибрежных вод из новых кораблей, полученных в Великобритании, была сформирована флотилия тральщиков.

В 1942 году ВМС Великобритании передали в состав ВМС Греции эсминцы Kanaris , Miaoulis , Pindos , Andias , корвет Sachtouris и подводную лодку Matrozos .

18 сентября 1943 года эсминец Vasilissa Olga и два торпедных катера ВМС Великобритании уничтожили немецкий транспорт с войсками у Додеканеса.

В ночь на 22 октября 1943 года во время обстрела побережья острова Калимнос подорвался на мине и затонул ЭМ Adrias .

В конце Второй мировой войны оставшиеся корабли ВМС Греции были распределены по островам и портам Эгейского моря с задачей зачистки островов от последних очагов сопротивления противника, а также конвоирования судов с продовольствием и товарами для населения Греции.

Флот после окончания Второй мировой войны.

В 1947 году из состава ВМС США Греции были переданы эсминцы Arslanoglou , Blessas , Pezopoulos , Meletopoulos , Xatzikonstantis , Laskos .

В 1950 году ряд кораблей был получен по реперации из Италии.

В 1951 году ВМС США передают Греции торпедные катера Doksa и Niki , тральщики Aktion и Amvrakia , танкер Naukratousa и подводные лодки Posidon и Amfitriti .

В период 1958-1960 годов в состав ВМС Греции США переданы 6 десантных транспортов, 4 ЭМ типа Fletcher (Aspis , Velos , Lonchi и Sfendoni ), 2 корабля поддержки десанта Blachabas и Maridakis , а также 3 десантных корабля Ikaria , Lesvos , Rodos .

В 1964 ВМС Греции пополнился подводной лодкой Triena , а также шестью минными тральщиками Aidon , AIglI , DaPHnE , Doris , Kichli и Kissa .

Военная диктатура и флот

Руководство флота во главе с командующим адмиралом K. Egkolfopoulos не поддержало военный переворот 1967 года и подало рапорты об отставке. Всего в первые месяцы диктатуры «черных полковников» из рядов офицерского состава ВМС Греции был вынужден уйти 61 человек. В мае 1973 года офицерский корпус ВМС Греции подвергся репрессиям после обвинений в попытках выступить против режима «черных полковников». Были арестованы по меньшей мере 1 командир эсминца, 6 командиров ПЛ и 7 командиров торпедных катеров. Кроме того, несколько офицеров бежали в Италию и попросили там политическое убежище, в том числе командиры ЭМ Velos Николаос Паапс (25 мая 1973 года эсминец Velos ушел в итальянский порт Флумицино (Fiumitsino), тем самым выразив протест против правящего военного режима) и тральщика Fedra Константин Костакис.

На рассвете 20 июля 1974 года во время попытки военного захвата Кипра со стороны Греции самолетами ВВС Турции и орудийным огнем эсминцев уничтожены два греческих торпедных катера Т-1 и Т-3. Командир ТКА Т-3 Томакис (E. Tsomakis) погиб вместе с экипажем. В этот же день греческий десантный корабль L-172 Lesbos под командованием капитана Чандриноса (E. Chandrinos) доставил с материковой Греции отряд в составе 450 человек в порт Пафос. Этот факт был трактован турецкой стороной как начало полномасштабной высадки на Кипр. На следующий день по кораблям ВМС Греции был нанесен авиаудар. Однако турецкие летчики по ошибке приняли за греческие корабли три турецких эсминца, один из которых в результате атаки затонул, а два других были серьезно повреждены.

После падения военного режима с конца 1980-х годов ВМС Греции претворяет в жизнь концепцию встраивания в военные структуры ЕС и НАТО, а также участвует в миротворческих операциях под эгидой ООН. С 1982 года расходы на оборону прописываются в пятилетних планах. Во время второй войны в Персидском заливе, через ВМБ Суда, которая действовала в режиме 24-часового рабочего дня, прошло 97 кораблей и судов, которые доставили 13000 тонн материалов и грузов. Самолеты совершили с территории базы 31 тысячу вылетов, доставив в район боевых действий 4500 миллионов тонн топлива. Два фрегата ВМС Греции Elli и Lemnos принимали участие в обеспечении блокады побережья Ирака.

Современное состояние

Согласно измененной в 1997 году доктрины комплексной обороны Греции и Кипра, ВМС Греции призваны обеспечить господство в юго-восточной части Средиземного моря. Главными задачами являются охрана целостности государственных границ, защита коммерческого судоходства и обеспечение безопасности греческого населения на островах. Кроме того, корабли ВМС Греции привлекаются для борьбы с контрабандой и нелегальной миграцией, а также действуют в составе международных сил в прилегающих районах Мирового океана.

    Республика Кипр располагает двумя различными военно морскими подразделениями Командованием ВМС Национальной гвардии и Портовой и Морской полицией Кипра (Береговая охрана). Оба подразделения располагают боевыми единицами, но выполняют… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - חיל הים Хейль ха ям Эмблема ВМС Израиля Годы существования с 1948 года … Википедия

    - Ελληνικές Ένοπλες Δυνάμεις Вооружённые силы Греции Эмблема Министерства национальной обороны Греции Страна … Википедия

    Военно Морской Флот Российской Федерации … Википедия

    Військово морські сили України Военно морские силы Украины Эмблема ВМС Украины с 20.06.2007 Год формирования 1991 Страна Украина Подчинение … Википедия

    - (ВМФ; в некоторых государствах именуется военно морскими силами ВМС) вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. Задачи ВМФ выполняет как… … Большая советская энциклопедия

    Военно морское искусство часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения вооруженной борьбы на море. Военно морское искусство состоит из стратегического использования военно морского флота, оперативного… … Википедия

Включают военный флот и авиацию.

Основа ВМС - флот. В него входят подводные лодки, эсминцы, фрегаты, боевые катера различных проектов, минно-тральные и амфибийные силы. Их тактико-технические элементы приведены в таблице .

Подводные лодки . В основном (восемь из десяти) западногерманские типа «209», построенные в Киле 9 - 18 лет назад. Однокорпусные. Отличаются повышенной емкостью свинцово-кислотных батарей. Хорошо вооружены активными и пассивными гидроакустическими средствами и другой современной радиоэлектронной техникой. Остальные ПЛ (две бывшие американские типа «Тенч») переданы в 1972 и 1973 гг. и используются в качестве учебных.

Эсминцы . Все корабли этого класса американской постройки 40-х годов. За период нахождения в строю они неоднократно модернизиравались по программам ФРАМ 1 и 2, однако, по оценкам зарубежных военных специалистов, не удовлетворяют современным требованиям. Основным недостатком считается отсутствие противокорабельных ракетных систем, эффективных зенитных и противолодочных комплексов.

Радиоэлектронное вооружение преимущественно американского производства. Некоторые образцы были разработаны 25 - 30 лет назад и не в полной мере отвечают уровню развития техники.

Как указывается в справочнике «Джейнс файтинг шипе», планируется модернизация эсминцев.

Фрегаты . Из шести два построены по голландскому проекту «Кортенаэр» и расцениваются специалистами как вполне современные, четыре - бывшие американские сторожевые корабли военной постройки типа «Кэннон».

В правительственных кругах рассматривается вопрос о строительстве в Греции дополнительно четырех кораблей этого класса по проекту модернизированных фрегатов ВМС Великобритании типа «Леандер».

Боевые катера. Ударный потенциал сосредоточен на ракетных катерах проекта «Комбатант 3» и «Комбатант 2». построенных как в Греции, так и во Франции . Вооружены французскими ракетами «Экзосет» ММ38. Дополнительно планируется построить 10 патрульных катеров, имеющих водоизмещение 50 т и скорость 30 уз.

Зарубежные специалисты считают, что для Греции, государственная территория которой включает большое количество островов, строительство сравнительно недорогих и хорошо вооруженных боевых катеров наиболее рационально, если оценивать систему оружия по критерию «стоимость - эффективность».

Минно-тральные силы . Представлены бывшими американскими тральщиками типа «Адъютант» и «MSC 294». Два тральщика типа «Актион» переоборудованы из бывших американских средних десантных кораблей LSM.

Амфибийные силы. Корабли амфибийных сил, как и большинство кораблей других классов, получены Грецией от США и являются устаревшими. Как отмечается, одна из первоочередных задач ВМС - строительство пяти танкодесантных кораблей.

Авиация ВМС . Включает четыре вертолета французского производства «Алуэтт 3», предназначенных для выполнения задач ПЛО и ведения разведки, десять противолодочных вертолетов итальянской постройки АВ 212 и восемь американских многоцелевых вертолетов HU-16B, приспособленных также для высадки десанта и решения противолодочных задач.

Основные базы греческих ВМС: Саламис, Патрас, Митилини, Салоники и Суда Бей.

Численность личного состава ВМС - 19 500 человек, из них 2500 офицеров.