Работа с личным составом в вс. I

Кажется, что вопрос работы с кадрами командира роты не очень касается.

В самом деле - личные дела на военнослужащих по контракту ведутся в штабе части, издаются приказы по строевой части, которые хранятся в Архиве.

Есть обязанности, которые командир должен выполнять потому, что от него требуют руководящие документы.

Но есть и обязанности, которые влияют на боевую готовность роты или на подчиненный личный состав.

Необходимо знать и вопросы пенсионного обеспечения - если ваши подчиненные уходят на пенсию.

Присвоение воинских званий и назначение сержантов в ваше подразделение, перемещение личного состава в пределах роты и перевод из роты.

Важно понять, что ОФИЦЕРЫ, ПРАПОРЩИКИ, СЕРЖАНТЫ И СОЛДАТЫ - разные КАТЕГОРИИ военнослужащих. И переход из одной в другую связан с определенными формальностями.

Считалось, что присвоить звание младшего сержанта можно лишь одним приказом. Затем назначайте его на должность командира отделения - и у вас готовый командир.

Так же и с прапорщиками - сержант с высшим или средним техническим образованием может стать прапорщиком.

Увы. Чтобы стать сержантом (и прапорщиком) необходимо сдать зачеты комиссии и на основании этого командир части издает приказ о присвоении сержантского звания. Присвоить первичное звание младшего сержанта в порядке поощрения нельзя.

Есть и другие тонкости, о которых мы поговорим в этом разделе.

Руководящие документы по этому вопросу

Материал Комментария подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 апреля 2007 года.

Этот документ раскрывает нюансы, с которыми приходится встречаться во время воинской службы. Командира роты они касаются их мало, поэтому рассмотрим бегло.

Раскрывается понятие «военное и чрезвычайное положение».

Изложено назначение вооруженных сил. Возможно, для других стран будут свои особенности.

Кроме Вооруженных Сил есть и другие государственные военизированные формирования. Каждое из них имеет на вооружении современную технику и оружие. Прямо скажем - их количество можно вполне сократить без ущерба для решения задач, однако каждое из их готово навести порядок в стране, и в то же время нет опасений, что руководители этих силовых ведомств смогут сговориться и осуществить захват власти.

Подробно раскрыт воинский учет, его организация и подготовка к воинской службе.

Есть информация о суворовских военных училищах и военных кафедрах при институтах.

Подробно рассказано об освобождении и отсрочке от призыва.

Подробно раскрыта организация призыва и направления в войска, например, «братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться, как правило, для прохождения военной службы в одну воинскую часть;»

Работа сборных пунктов и призывных комиссий. Возможно, придется встретиться и с этим. Например, при командировке за молодым пополнением.

Контракт и служба, контракт с иностранными гражданами.

Требования к тем, кто хочет служить по контракту, сдача испытаний.

Какие документы требуются в военкомат для заключения контракта.

Поступление и обучение в военных вузах.

Дано разъяснение, когда исполняются обязанности военной службы, например, «военнослужащие, получившие повреждение здоровья в состоянии опьянения любого вида, не признаются исполняющими обязанности военной службы».

Командировки.

Поведение в плену.

Последствия повреждения здоровья при исполнении обязанностей военной службы,

Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту - для пенсии или увольнения солдата.

Предоставление отпусков - по частям, продолжительность. По семейным обстоятельствам и другим причинам.

О дисциплинарном батальоне. В блоге Михаила Михина Блог о дисциплинарном батальоне есть очень хорошие заметки о Дисциплинарном батальоне.

Назначение на должности - родственников, для работы с секретами,

Перевод на низшие и равные должности.

Аттестации

Плановая замена и перевод из Вооруженных Сил.

Условия присвоения званий, сроки выслуги званий, лишение званий - нюансы.

Увольнение со службы - нюансы. В том числе и солдат.

Организационно-штатные мероприятия.

Смерть военнослужащего.

Дополнительная информация

Защита прав призывника
Срок службы по контракту. Новый контракт.
ОШМ (организационно-штатные мероприятия). Формирование и переформирование. Расформирование. Увольнение женщин
Контроль за наличием личного состава. Действия при самовольном оставлении части. Сверка учета личного состава

Прохождение службы офицерами и прапорщиками.

Принятие на военную службу из запаса. Заявление в военкомат. Личное дело
Требования к кандидату на службы по контракту
Присвоение очередного воинского звания. Задержка в присвоении. Как обосновать эту задержку
Перемещения на должность
Аттестации офицеров и прапорщиков. Сроки аттестаций. Содержание отзыва. Аттестационная комиссия
Предоставление отпусков офицерам и прапорщикам. Отпуска солдатам, отпуска офицерам. Отпуска по семейным обстоятельствам

30 декабря исполнилось 15 лет со дня образования психологической службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Именно в этот день в 2002 году был издан приказ Министра обороны №505 «О создании института психологов и социологов в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Об основных вехах становления и перспективах развития психологической службы в ВС РК рассказала начальник отдела психолого-социологической и военно-социальной работы Департамента воспитательной и идеологической работы Генерального штаба ВС РК подполковник Шынар Мухамеджанова.

Шынар Сайлаухановна, как я понимаю, при Вашем непосредственном участии происходило становление психологической работы в Вооруженных Силах.

Нет, что Вы... Во-первых, психология как наука сама давно уже заслужила себе право на широкое практическое применение, в том числе и в Вооруженных Силах. А во-вторых, начало моей деятельности в Департаменте воспитательной и социально-правовой работы датируется 2004 годом. К тому времени психологическая служба функционировала более года и стала полноправным структурным подразделением со своими задачами и функциями.

- Насколько было актуальным создание психологической службы в Вооруженных Силах?

Вы вспомните, какие это были времена. В те годы шло активное реформирование наших Вооруженных Сил. В кратчайшие сроки были созданы институт сержантов-профессионалов, Военная полиция, военные округа. В войска начали поступать новые образцы вооружения и военной техники, солдат-срочников стали постепенно замещать военнослужащие по контракту. Для работы с людьми в новых условиях требовались реформы и в гуманитарной сфере. И создание института психологов и социологов в Вооруженных Силах стало одним из направлений модернизации Вооруженных Сил.

Неверно будет утверждать, что в 2002 году мы пришли на «невспаханное поле». Уже в 90-е годы изучал основы военной психологии полковник Бирюков Валерий Михайлович, начальник военной кафедры Алматинского государственного университета. До сих пор его пособия являются основой для изучения военной психологии. Огромный вклад в становление психологической службы Вооруженных Сил внес ее первый начальник полковник Павлович Василий Игнатьевич. К сожалению, они безвременно ушли от нас. Это были офицеры еще советской школы, настоящие офицеры-воспитатели, которых по праву можно назвать основателями военной психологии в ВС РК.

- А насколько применение теоретических разработок в области психологии были оправданы в Вооруженных Силах?

С самых первых дней образования психологической службы огромный импульс ее развитию дал начальник Департамента воспитательной и социально-правовой работы, сегодня являющийся первым заместителем Министра обороны – начальником Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Мурат Майкеев. Причем, основывался он именно на своем личном опыте командира Сарыозекской дивизии, где в конце 90-х – начале 2000-х годов на постоянной основе внедрял анонимное анкетирование и выявление групп лиц, склонных к нарушениям воинской дисциплины. Это уже тогда дало результаты по искоренению тотального в то время казарменного хулиганства, поэтому по сей день востребовано в войсках.

Кстати, многие направления психологической работы, апробированные и примененные в свое время генерал-лейтенантом Майкеевым, сегодня внедрены в масштабе Вооруженных Сил. К примеру, в Аэромобильных войсках не совсем устойчивых в психологическом плане ребят стали распределять в подразделения обеспечения, где ниже интенсивность боевой учебы. Это серьезно оздоровило обстановку в подразделениях, позволило создать дружные, однородные, а значит, и боеготовые воинские коллективы. В Сухопутных войсках был выведен на новый уровень кадровый подбор командиров всех степеней, где основными исходными данными стали результаты их психологического изучения, их лидерские и интеллектуальные качества. Как результат – успешная учебно-боевая деятельность, боеготовое вооружение и военная техника, искоренение негативных фактов, «горящие глаза» и желание служить у личного состава.

Поэтому постоянное внимание начальника Генерального штаба к психологическим аспектам служебной деятельности – наглядный пример того, как должностные лица должны организовывать психологическую работу на местах.

- Как обычно для того времени, основным проблемным вопросом стал кадровый подбор?

Конечно! Тогда с трудом укомплектовывались даже должности, определяющие боевую готовность, а здесь встает необходимость набора военных психологов, которые должны компетентно работать с личным составом в условиях интенсивной учебно-боевой деятельности – в поле, в казарме, в парке. Основным кадровым ресурсом стали женщины-военнослужащие, имеющие психологическое образование. Обладая высочайшим уровнем ответственности и работоспособности, вчерашние выпускницы психологических факультетов институтов и университетов стали, да и остаются по сегодняшний день, ключевым звеном в системе психологической работы в Вооруженных Силах. В качестве примеров профессионального отношения к делу могу привести майора Наталью Гридасову (до замужества – Казакову), майора Дильнару Исмагулову, майора Жаныл Инкарбекову, капитана Алию Тауханову, которые стояли у истоков становления психологической работы в войсках.

Кроме того, благодаря вниманию Министра обороны Мухтара Капашевича Алтынбаева к подготовке кадров, мы с начала 2000-х годов получили возможность обучать специалистов военной психологии и социологии в Военном университете Российской Федерации, причем, как курсантов, так и слушателей и адъюнктов. Один из этих представителей – полковник Коваленко Александр Владимирович долгое время возглавлял психологическую службу Министерства обороны, а сегодня в Департаменте воспитательной и идеологической работы проходят службу лучшие и наиболее перспективные выпускники этого учебного заведения – капитан Арман Калышев и капитан Нурсахит Рахметов.

Причем, мы постоянно совершенствуемся в этом направлении. Буквально, неделю назад в Национальном университете обороны состоялся первый выпуск магистров военной психологии. В Военном институте Сухопутных войск в этом году прошел набор курсантов по специальности «психологическая работа в подразделении». Не остаются в стороне и лучшие выпускники «гражданских» вузов, решившие связать свою жизнь с армией, укомплектовывая первичные должности психологов – психологов батальонов.

- Нет сомнений, что из года в год совершенствуется и сама психологическая работа…

Само собой разумеется. С чего мы начинали? Изучение военнослужащих, тестирование караулов, выявление негативных фактов путем анонимного анкетирования, консультирование. Позже развитие получил дифференцированный подход к проблемным группам военнослужащих – так называемым группам «С» и «D». Кто предметно работает или работал с личным составом, тот поймет о чем я говорю. В дальнейшем было организовано распределение военнослужащих по подразделениям в зависимости от уровня их нервно-психической устойчивости, а по экипажам и расчетам – по их психологической совместимости. Психологический портрет сегодня стал основным характеризующим документом на любого военнослужащего. Внедрена система взаимопарного контроля «Жауынгерлік дос». Серьезным проектом является изучение и распределение офицеров-выпускников военных институтов в соответствии с их интеллектуальными способностями и индивидуально-психологическими качествами. Более того, психологические службы активно работают по изучению семейных отношений военнослужащих, выявляют актуальные проблемы и вносят предложения командирам по их решению. Незаменима психологическая работа как один из компонентов морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск.

Повышается влияние психологов на все стороны жизни и деятельности ВС РК. Во многом это обусловлено умелой организацией психологической работы на местах, нацеленностью на конкретного человека, оказание ему необходимой психологической помощи и поддержки. Там, где психологи умело и компетентно работают, значительно улучшилось прогнозирование процессов, происходящих в воинских коллективах.

Особо хочу отметить тесное взаимодействие на постоянной основе психологов с командирами, специалистами воспитательных структур, медицинскими работниками. Именно при комплексном подходе к организации своей работы психолог способен эффективно выполнить возложенные на него обязанности.

Как видите, действительно, психологическая работа получила широкое развитие в Вооруженных Силах и сегодня представляет собой эффективный инструмент в руках главнокомандующих, командующих, командиров всех степеней для качественной работы с подчиненными.

- И в заключение вопрос на перспективу: какой Вы видите военную психологию в будущем?

История войн и военного искусства убедительно свидетельствует о том, что война становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений. Главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессионализма, мотивации, этических соображений в значительной степени зависит качество психологического содействия военнослужащим, а, следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановке.

Поэтому все современные исследования в области военной психологии, должны быть направлены на психологическую подготовку военнослужащих к боевым действиям

Мы сейчас видим развитие технических и программных средств психологической работы – полиграфологическое оборудование, автоматизированные психологические диагностики «Ақ сұңқар», автоматические системы обработки данных и многие другие. Уверена, что в будущем психологическая служба будет способна в режиме реального времени предоставлять самые необходимые сведения командирам для принятия решений, касающихся работы с подчиненными. Но в любом случае, и сегодня, и в будущем, военная психология – основа работы с личным составом.


В любой войне побеждает та сторона, личный состав которой не только мастерски владеет оружием, но и беззаветно любит свою Родину, свой народ, предан своему Отечеству, обладает высокими морально-боевыми и психологическими качествами.

Поэтому воспитание личности - важнейшая проблема для общества и, в частности, для российских Вооруженных Сил.

Воспитание военнослужащих - это центральная составная часть процесса модернизации армии и флота Российской Федерации, одно из слагаемых общей системы обучения и морально-психологической подготовки военнослужащих.

Необходимо отметить, что в процессе реформирования Вооруженных Сил РФ воспитательная работа с военнослужащими была переименована в работу с личным составом, а органы воспитательной работы - в органы по работе с личным составом.

В современных условиях грамотное воспитание личного состава Вооруженных Сил РФ имеет огромное значение.

Основных причин тому несколько:

  • 1. коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, например, продолжающееся после распада Организации Варшавского договора расширение НАТО;
  • 2. нестабильная социально-экономическая и политическая обстановка в отдельных государствах близ азиатских границ России;
  • 3. снижение морально-психологического потенциала Вооруженных Сил из-за ослабления системы духовных ценностей в обществе;
  • 4. стремительное совершенствование оружия и боевой техники;
  • 5. все увеличивающаяся роль морально-психологического противоборства как компонента ведения вооруженной борьбы (это можно проследить на примере военных кампаний США в Ираке);
  • 6. применение новых подходов к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательная работа командира подразделения в этих условиях становится приоритетным направлением его служебной деятельности.

Командир (начальник) является организатором воспитательной работы. Он должен четко воспринимать сущность воспитания военнослужащих как процесс целеустремленного воздействия на сознание, чувства и волю воинов с целью формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств.Командиру подразделения важно уяснить, что субъектами воспитания в подразделении являются он сам, другие офицеры, старшинский состав, воинский коллектив, общественные организации.

Кроме того, субъекты воспитания могут находиться вне воинской части (трудовые коллективы, где работали подчиненные, родственники, друзья военнослужащих, органы государственной власти).

Командир также четко должен представлять себе объекты воспитательной работы: прапорщики (мичманы), старшинский состав, военнослужащие, проходящие службу по контракту, личный состав срочной службы, гражданский персонал ВС РФ.

Исходя из основного содержания воспитательной работы (про ведение государственной политики в Вооруженных Силах, формирование у воинов качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества), командир определяет для себя главную цель воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы заключается в формировании у подчиненных научного мировоззрения, целостного комплекса социально-ценностных качеств и на этой основе достижения высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности воинского коллектива, способности подразделения успешно решать практические задачи военной службы.

Достигая поставленной цели по воспитанию подчиненных, командир выполняет следующие функции воспитателя.

Основными структурными элементами системы управления воспитательной работой в подразделении являются:

  • 1. уяснение целей воспитания, анализ реального состояния воспитательной работы, определение направлений воспитательной деятельности;
  • 2. принятие решения на осуществление воспитательной работы и ее планирование;
  • 3. организация работы по выполнению поставленных целей;
  • 4. контроль над исполнением;
  • 5. оценка результатов воспитательной работы;
  • 6. коррекция воспитательной деятельности.

Основанием для определения целей и задач воспитания являются: ведомственные нормативно-правовые документы по вопросам воспитания личного состава; достигнутый уровень морально-боевых и психологических качеств личного состава, морально-психологического состояния подчиненных; мнения младших командиров; характер и содержание задач, решаемых подразделением. Переработав и осмыслив эту информацию, командир приступает к планированию воспитательной работы.

Сущность планирования воспитательной работы заключается в определении наиболее целесообразных в конкретных условиях воспитательных мероприятий, форм и методов их проведения.

Спланированные воспитательные мероприятия включаются в расписание занятий, составляется план воспитательной работы на месяц и отдельно - план на период выполнения конкретных учебно-боевых (боевых) задач.

План должен по своему содержанию обеспечить выполнение задач воспитания военнослужащих в ходе всей повседневной жизнедеятельности.Следует помнить: воспитание подчиненных осуществляется постоянно и непрерывно, а его конечные результаты зависят не только от воспитательной работы, а от всего уклада воинской службы.

В плане предусматриваются: собрания личного состава, беседы, мероприятия с активом подразделения, викторины, конкурсы, вечера вопросов и ответов, обмены опытом, тематические утренники.

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать:

  • 1. требования руководящих документов по организации боевой подготовки и воспитательной работы, задачи, поставленные старшими командирами (начальниками);
  • 2. задачи подразделения на месяц;
  • 3. текущие события в стране и за рубежом, в районе дислокации подразделения (части);
  • 4. итоги выполнения плана за прошедший месяц;
  • 5. мнения командиров взводов и актива.

С учетом вышеизложенного целесообразно продумать и спланировать мероприятия (в соответствии с основным содержанием плана воспитательной работы), определить сроки их выполнения и исполнителей.

Данные мероприятия и сроки их проведения согласовываются с командиром части (корабля). План подписывается заместителем командира части (корабля) по работе с личным составом. После утверждения плана необходимо своевременно ознакомить с ним непосредственных исполнителей.

Чтобы план не остался на бумаге, следует позаботиться о том, чтобы ответственные за выполнением намеченных в нем мероприятий были своевременно проинформированы, осмыслили цель и значение порученной им работы. Важно дать им обстоятельные советы, как лучше выполнить поручение, на что обратить главное внимание и обязательно проконтролировать исполнение.

В целях мобилизации личного состава на выполнение стоящих перед подразделением учебно-боевых задач (тактическое учение, боевое дежурство, караульная служба) отрабатываются отдельные планы воспитательной работы. Например, в ВМФ в плане подготовки и выполнения кораблем боевой задачи в море выделяют 4 периода.

Они компактны по объему, а структура отлична от ежемесячных планов и включает в себя работу:

В период подготовки выхода корабля в море организуются разъяснительные и мобилизующие мероприятия (общие собрания, инструктажи, беседы, обмен опытом).

В период перехода корабля в район выполнения боевой задачи и в период выполнения боевой задачи проводится регулярное информирование экипажей, расчетов, дежурных смен, распространение опыта отличившихся воинов.

В период перехода (возвращения) корабля на базу организуются поощрения личного состава, популяризация передового опыта, проведение мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа во многом определяет эффективность всей системы воспитания личного состава в подразделениях, мотивацию повседневной деятельности военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа - это целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными средствами массовой информации, офицерами и прапорщиками (мичманами) средств и методов информационною воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Основными формами информационно-пропагандистской работы являются:

  • 1. общественно-государственная подготовка;
  • 2. информирование;
  • 3. использование потенциала средств массовой информации;
  • 4. применение средств наглядной агитации.

В ходе информационно-пропагандистской работы особое внимание необходимо уделять формированию у личного состава уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн), олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившихся в нем обычаев и традиций.

В практике воспитания личного состава на боевых традициях, примерах мужества и героизма российских военнослужащих применяются следующие формы работы:

  • 1. проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, Дням воинской славы (победным дням) России, дням видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов (флотов), объединений (флотилий), соединений и воинских частей;
  • 2. проведение воинских ритуалов;
  • 3. работа по увековечению памяти военнослужащих, погибших при защите Отечества: создание и сохранение музеев боевой славы воинской части, соединения, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, установление на местах воинской славы мемориальных знаков;
  • 4. организация взаимодействия с организациями ветеранов войн и военных конфликтов, армии и флота, воинской части;
  • 5. зачисление военнослужащих, проявивших мужество и героизм при выполнении воинского долга, в списки воинских частей навечно и почетными солдатами (матросами) и пропаганда их боевого опыта;
  • 6. проведение встреч личного состава с ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил;
  • 7. проведение бесед, тематических вечеров (утренников), читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории боевых традиций.

Как отдельное направление следует выделять работу по воспитанию военнослужащих на традициях вида Вооруженных Сил, рода войск, округа (флота), соединения, корабля.

Контрольная деятельность командира включает получение информации о выполнении плана воспитательной работы, анализ полученной информации, оценку и коррекцию деятельности исполнителей.

Виды контроля:

По источникам получения информации:

  • 1. личный контроль (непосредственное наблюдение, изучение или участие в мероприятиях по воспитательной работе);
  • 2. доклады лиц, назначенных для проверки;
  • 3. доклады самих исполнителей;
  • 4. проверка отчетных документов (планы, протоколы).

По степени регулярности:

  • 1. систематический контроль, проводимый по заранее разработанному графику;
  • 2. эпизодический контроль;
  • 3. разовый контроль.

По объему информации:

  • 1. детальный контроль, когда проверяется не очень опытный исполнитель;
  • 2. общий контроль, когда осуществляется проверка знания основных положений проблемы.

Контроль позволяет выявить недостатки в проведении воспитательной работы, установить причины этих недостатков и ввести коррективы в деятельность исполнителей.

Оценка командиром результатов воспитательной работы включает следующие элементы:

  • 1. оценка достижений в работе;
  • 2. оценка соответствия проводимых воспитательных мероприятий решаемым задачам, правовым нормам, потребностям воинов;
  • 3. уточнение оптимальности и действенности воспитательных мер;
  • 4. определение уровня мастерства участников воспитательного процесса.

Оценить воспитательную работу можно лишь через практический результат службы личного состава.

В соответствии с нормативными документами по организации и проведению воспитательной работы во Вооруженных Силах Российской Федерации главным содержанием воспитательной работы со всеми категориями личного состава является проведение в войсках государственной политики, формирование у военнослужащих качеств, гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач. Воспитательная работа строится на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России.

Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию мероприятий боевой и мобилизационной готовности воинской части (подразделения), организации боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, боевого дежурства (боевой службы), учений, боевых походов и полевых выходов, караульной и гарнизонной служб и др.

Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы проводятся в батальонах, в полках, бригадах, дивизиях - ежемесячно и за период обучения.

Подведение итогов воспитательной работы предшествует анализ и предварительная оценка соответствующими должностными лицами хода и результатов воспитательной работы в воинской части (подразделении).

Исходными материалами для проведения анализа воспитательной работы могут служить:

  • 1. учет проведенных мероприятий в воинской части и подразделениях;
  • 2. учет контроля и участия руководящего состава воинской части в наиболее значимых мероприятиях воспитательной работы подразделений;
  • 3. мнения должностных лиц вышестоящих органов при посещении воспитательных мероприятий в воинской части;
  • 4. состояние боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы, боевой подготовки, караульной и внутренней служб, правопорядка и воинской дисциплины;
  • 5. регулярные доклады из подразделений о проведенной воспитательной работе за определенный период времени с кратким анализом ее состояния и перспектив.

Анализ состояния воспитательной работы отражает:

  • 1. выполнение плана воспитательной работы за определенный период (количественно-качественные характеристики проведенных мероприятий воспитательной работы в масштабе воинской части и в подразделениях);
  • 2. организацию и проведение мероприятий по основным направлениям воспитательной работы:
    • а) общественно-государственной подготовке;
    • б) информирование;
    • в) военно-социальной работе;
    • г) психологической работе;
    • д) культурно-досуговой работе;
  • 3. осуществление взаимодействия с государственными, общественными, религиозными органами, средствами массовой информации;
  • 4. эффективность методической и профессиональной подготовки должностных лиц воинской части, участвующих в проведении мероприятий воспитательной работы;
  • 5. морально-психологическое состояние военнослужащих, подразделений и воинской части в целом;
  • 6. состояние правопорядка и воинской дисциплины;
  • 7. личную примерность всех категорий военнослужащих части;
  • 8. индивидуально-воспитательную работу с военнослужащими, входящими в «группу риска»;
  • 9. участие должностных лиц управления воинской части (подразделения) в воспитательной работе;
  • 10. успешность выполнения решаемых воинской частью (подразделением) задач.

При проведении анализа следует сконцентрировать особое внимание на организации и проведении мероприятий по следующим основным направлениям воспитательной работы.

Общественно-государственная подготовка. Оценивается по следующим показателям:

  • 1. планирование и качество проведения занятий;
  • 2. участие руководящего состава в проведении занятий;
  • 3. методическая грамотность и подготовленность руководителей занятий;
  • 4. использование на занятиях наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программе;
  • 5. использование возможностей Домов офицеров, музеев и комнат боевой славы, клубов, библиотек, местных учреждений науки и культуры;
  • 6. причины необоснованных срывов занятий;
  • 7. посещаемость и оценки за индивидуальные знания обучаемых.

Информирование. Оценке подлежит:

  • 1. состояние методического обеспечения информационных мероприятий;
  • 2. тематики информации и участие руководящего состава при их проведении;
  • 3. насыщенность и злободневность информирования;
  • 4. состояние пропаганды передового войскового опыта, обучения и воспитания личного состава;
  • 5. взаимодействие с органами государственной власти на местах, общественными организациями, ветеранскими движениями, патриотическими клубами в интересах общественно-государственной подготовки, информирования личного состава, военно-патриотического воспитания населения, подготовки молодежи к военной службе;
  • 6. использование военных средств массовой информации;
  • 7. состояние подписки на газеты и журналы, и их распространение по подразделениям;
  • 8. информационные запросы и настроения личного состава;
  • 9. реализация мер по защите военнослужащих от негативного информационно-психологического воздействия;
  • 10. регулярность просмотра и прослушивания личным составом информационных программ российского радио и телевидения;
  • 11. состояние работы библиотеки, телецентра и радиоузла воинской части в интересах методического и информационно-справочного обеспечения общественно-государственной подготовки и информирования;
  • 12. посещаемость и организационные вопросы при проведении информационных мероприятий.

Кроме того, заместитель командира по работе с личным составом дает оценку деятельности должностных лиц, которые подчинены ему непосредственно; общую оценку достигнутого уровня воспитанности личного состава, индивидуальную оценку, оценку отдельных категорий и подразделений; предварительную оценку проведенной воспитательной работы в воинской части для доклада командиру воинской части.

В настоящий момент нормативными документами не определены критерии и порядок оценки воспитательной работы в воинской части (подразделении). Следовательно, каждый командир (начальник) вправе самостоятельно делать оценку воспитательной работы. Наиболее целесообразна, на наш взгляд, двухуровневая система оценки: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Таким образом, работа командира подразделения по воспитанию личного состава является приоритетным и сложным направлением его деятельности.

Чтобы успешно выполнять функцию воспитателя и руководителя военно-педагогического процесса, следует постоянно заниматься самообразованием, совершенствовать педагогическое мастерство.

Введение

Новая для нашей страны деятельность по связям с общественностью применяется сегодня для поддержания позитивного имиджа и коррекции нежелательного отрицательного отношения к явлениям, институтам, элементам различных сфер, для нахождения и исключения разных проблемных разрывов.

Проблемная ситуация:

Изменения, произошедшие в общественно-политической, социально-экономической жизни Российской Федерации затронули все без исключения сферы. Не могли они не коснуться и армии. Экономический кризис, терзающий страну, привёл к сокращению расходов на нужды военно-силовых структур, конверсии, приостановке развития и даже функционирования предприятий ВПК, а значит ухудшению оснащенности и боеспособности российской армии. Изменение общественной морали заставило пересмотреть отношение гражданского населения к военнослужащим, некоторый упадок в духовной жизни мгновенно отразился на психологическом климате среди личного состава военных подразделений. В современных условиях, когда российская армия комплектуется по смешанному принципу (служащие-контрактники, служащие по призыву), процесс набора личного состава сопряжён с рядом проблем. Самая сложная из них - нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии. Данную проблему можно разрешить используя мероприятия паблик рилейшнз, но в РФ подобные программы используются в недостаточной мере.

Проблема: Нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Цель: анализ программы мероприятий по преодолению нежелания молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Задачи:

Исследование особенностей проблемы в России

Исследование путей разрешения проблемы за рубежом

Исследование проблем организации работы с личным составом ВС РФ

В военной среде существует следующий термин, актуальный, впрочем, и для государства в целом, морально-психологическое обеспечение. На государственном уровне он представляет собой комплекс согласованных мероприятий, проводимых государством и военным руководством, органами военного управления, должностными лицами армии и флота в целях достижения такого морально-психологического состояния личного состава и населения, который необходим для выполнения задач, поставленных в мирное время и достижения победы в войне (конфликте). На этом уровне МПО охватывает политический, экономический, военный аспекты и осуществляется всеми государственными и военными организациями, командирами, штабами и организациями воспитательной работы с активным использованием СМИ, достижений науки, литературы и искусства, других возможностей воздействия на сознание и поведение населения страны. Таким образом, всё гражданское население страны, а особенно та его часть, которая составляет мобилизационные ресурсы ВС, должна рассматриваться как целевая аудитория мероприятий по связям с общественностью, проводимых военным и государственным аппаратом. Каждому гражданину должна быть понятна идея защиты Отечества, смысл военной службы. Каждый военнослужащий должен понимать и вырабатывать в себе такие элементы: дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность воинскому долгу, чувство солдатской и воинской чести. Только общество, сам народ могут придать армии соответствующую духовную энергию. В настоящее время катастрофически нарастает бездуховность и безнравственность. Отечественной культуре, истории, нашим нравам и обычаям, вековой мудрости народов России противопоставляется культ насилия, мести, цинизма, откровенного невежества и глупости. Девальвируются такие понятия как долг, честь, служба Отечеству, другие составляющие мотивации военной службы. Среди значительной части населения, особенно молодёжи, растут экстремистские, националистические, антиармейские настроения. Мировоззренческий, идеологический, морально-психологический кризис, в котором оказалась Россия, реальная угроза её будущему, её государственности, положению и роли в мировой цивилизации. Если общество и государственные власти не формируют в народе чувство любви и уважения к военному человеку, плохо заботятся об армии (а кое-кто из политических деятелей и представителей СМИ считает её обузой для государства), то такое общество и такая власть никогда не смогут вдохновить воинов на подвиг, а значит, и не вправе ждать от них побед. Всё это свидетельствует о необходимости коренных перемен в отношении государственных органов, СМИ к ВС, усиления работы по формированию в народе, особенно у молодёжи патриотического сознания, понимания важности военной службы и готовности к защите Отечества, развития и укрепления единства армии и народа.

Некоторые исследователи считают, что наиболее важным на современном этапе моментом является проблема снижения престижа военной службы. Понимаемый как сложное и многогранное явление, престиж военной службы рассматривается как сравнительная оценка обществом и его членами социальной значимости и необходимости настоящих ВС, их деятельности, статуса, реального положения в обществе. По данным ВЦИОМ только 7% родителей высказывают желание, чтобы их дети выбрали профессию кадрового военного. Индекс самооценки престижа военной службы по результатам опроса военнослужащих по призыву составляет в 2001 году 40 единиц (в 1999 - 30 ед.). В силу сравнительно молодого возраста опрашиваемых, основными “плюсами” военной службы были выбраны: возможность испытать себя в сложных условиях, получить физическую закалку, посмотреть новые места. Однако отсутствие эффективной системы подготовки и воспитания допризывной молодёжи приводит к тому, что ценности военно-корпоративного характера у сержантов и солдат не являются доминирующими. На складывание подобной ситуации повлияли не только недостаточность морального и материального вознаграждения за тяжёлый труд, связанный с риском и ограничением ряда гражданских прав, но и безучастное отношение или даже антиармейские кампании некоторых СМИ.

Между тем СМИ оказывают огромное влияние на население страны и, в частности, на военнослужащих (58% опрошенных военнослужащих указали, что СМИ играют важную роль при формировании общественного мнения о военной службе). Они способны как поднять моральный дух войск, мобилизовать их на выполнение боевого задания, так и деморализовать личный состав, вселить сомнение в правоте своего дела. СМИ может сформировать в обществе благоприятное отношение к армии, к воинской службе, к выполнению обязанностей гражданина по защите страны. В их власти и настроить население страны против службы в армии, подорвать в глазах общественного мнения авторитет ВС, престиж армии.

Наиболее ярким примером, подтверждающим вышесказанное, является характер освещения событий на Северном Кавказе. Так, в первой чеченской кампании телевизионные и радиорепортажи, газетные публикации во многом способствовали формированию крайне отрицательной реакции общественности на действия российских войск. Во время же контртеррористической операции в Дагестане и Чечне благодаря грамотной политике руководства страны в отношении СМИ, действия войск объединённой группировки были поддержаны населением, популярность военной организации в стране возросла.

Для решения проблем комплектования Вооруженных Сил РФ важно повышать престиж военной службы, использовать возможности рекламы, как это делается в западных странах. В нашей стране 25% солдат и сержантов подобной рекламы вообще не встречали, 30% - увидели переступив порог военкомата.

Между тем, хотелось бы вновь подчеркнуть важность использования СМИ при работе над вопросами воинской службы, а также необходимость создания пресс-центров и служб по связям с общественностью при военкоматах и воинских частях.