Происхождение птиц: особенности, интересные факты и описание. Значение и охрана птиц

Цель:

  • Найти и показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, обсудить гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся, формирование экологического сознания.
  • Сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.

Задачи: формировать экологическое сознание: экология человека и экология среды. Учащимся надо освоить основные знания и умения сохранения биологического разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей среды.
Личностные : научить учащихся устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам
Регулятивные : определение цели работы, плана ее реализации; осуществление контроля и коррекции усвоения материала; овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения: (видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою идею)
Познавательные : составлять таблицы, сравнивать биологические объекты; устанавливать связи между строением и образом жизни (приспособление птиц к полету), находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные : умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; учить слушать и вступать в диалог, работать в паре.

Оборудование: Скелет птицы и пресмыкающегося, таблицы «Происхождение птиц». « Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь». Цифровой микроскоп, раздаточный материал (лапки курицы, перья птицы, роговая чешуя черепахи, скорлупа яйца). Влажный препарат ящерицы, змеи. Ноутбуки. Презентация .

1 часть: Проверка домашнего задания. 10 мин.

Проверка знаний по вопросам:

Каковы особенности годового жизненного цикла птиц? Каких птиц называют перелетными? В чем биологическое значение перелетов птиц? Как изучают перелеты птиц?
Чем отличается образ жизни оседлых птиц от кочующих?
Какие оседлые, перелетные и кочующие птицы живут в Московской области?
Предлагается построить схему, содержащую основные этапы жизненного цикла птиц:

Возможные записи учеников в кружках: размножение, ритуальное поведение, гнездостроение, насиживание. Забота о потомстве. Подготовка к зиме, зимовка, миграции. Значение птиц. Происхождение птиц. Кто выполнил задание правильно, поставьте рядом плюс.

Подвожу учащихся к выводу: птицы имеют более сложную организацию, которая проявляется не только в их строении, но и в годовом жизненном цикле. Прошу записать биологические и понятия: оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы и объяснить, как они понимают термины: «инвазироваться», «интродукция», «синантропы», антропогенные факторы среды, экология. А как вы понимаете термин экологическое сознание?

2 часть: Изучение нового материала 25 мин.

Фронтальная работа с классом (5 мин.)

  • Чем строение птиц отличается от строения пресмыкающихся – сравниваем по таблице.
  • В чем сходство птиц с пресмыкающимися: во внешнем строении, в строении скелета, систем внутренних органов, размножении и развитии? (используются модели скелетов, скорлупа яйца)
  • О чем могут свидетельствовать черты сходства птиц и пресмыкающихся?

Сформулируйте тему нашего нового урока, продумайте цель урока. Как связаны между собой экология среды и экология человека, прошлое, настоящее и будущее нашей планеты? Нам сегодня предстоит познакомиться с разными гипотезами о происхождении птиц.

За дополнение и ответы ставлю плюсы и оценки.

Делаю обобщение: действительно много признаков указывает на родство птиц с пресмыкающимися. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся (строение яйца). Особенно много общих черт у птиц с небольшими древними рептилиями – текодонтами, жившими около 200 млн. лет назад.

Работа с учебником (5 мин.)

Для выяснения особенностей строения первоптицы предлагается прочитать раздел учебника стр. 99 – дополнительные сведения, рассмотреть рисунок 189 и заполнить таблицу (Найти не менее 3-х признаков) (Приложение 1 ).
(проверяем и оцениваем работу – 2 ученика) 2 плюса за таблицу полностью заполненную.

Практическая работа (10 мин.)

Проверим информацию в таблице, проведя лабораторные исследования. На столах у вас есть инструктивные карточки и материал для исследований, выполните работу в паре. (Приложение 3 )

Работа с печатным материалом (5 мин.)

У вас на столах лежат материалы о происхождении птиц. Познакомьтесь с представленной гипотезой. Подчеркните, с чем вы согласны, а что вам непонятно или вызывает сомнение. Представьте свои аргументы за происхождение птиц от пресмыкающихся или против, выскажите свою точку зрения. На доске таблица:

Происхождение птиц от пресмыкающихся
Аргументы: за Аргументы: против сомнение

3 часть Обобщение материала . 10 мин .

Первоптица – это древняя примитивная птица, во многом похожая на пресмыкающееся. Она способна бегать по земле на двух сильных ногах, взбираться на ветви деревьев с помощью удлиненных когтистых пальцев, расположенных на крыльях. Следует отметить, что эта птица плохо летала, но могла планировать, преодолевая короткие расстояния, благодаря крыльям и длинному широкому хвосту.
Мы с вами попробовали выяснить, кто же является возможным предком птиц. Вы познакомились с разными гипотезами, но может быть и ваши будущие исследования в этой области принесут какие – то новые теории о происхождении птиц. На сегодняшний момент ваша задача сохранить для своих потомков то разнообразие птиц, которое есть сейчас на Земле, а для этого вы больше должны знать о своем окружении, какие птицы есть рядом с вами, а для этого надо формировать экологическое сознание. Как вы думаете, может ли антропогенный фактор стать решающим в уменьшении биологического разнообразия птиц на планете.
Давайте вспомним птиц, живущих в Москве и московской области. Как человек и вы ребята можете помочь сохранить пернатых своего края. Предложите меры защиты птиц. Непримиримая борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожением птиц из рогаток, спугивание птиц с гнезда. Меры по привлечению пернатых: заготовка для них корма, изготовление и установка кормушек. Развешивание гнездовий и скворечников.
В системе охраны природы в нашей стране большую роль играют государственные заповедники, среди которых есть орнитологические. В них проводится большая работа по изучению биологии и охране птиц. Более 200 птиц занесено в Красную книгу Московской области. (Постановление правительства Московской области от 13 февраля 1997г. №11/4 «Об учреждении красной книги московской области»)

Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми представителями птиц, продумайте план проектной работы по сохранению данного вида.

Поиск возможных новых мест гнездования филина и организация здесь особо охраняемых природных территорий. Регуляция численности кабана и бродячих собак в местах гнездования вида. Пропаганда необходимости охраны вида среди охотников и местного населения.

Оценки за работу на уроке и дополнения (2-3 ученика)

Задание на дом: П.50, вопр.№5,6 пис. Создать проект по сохранению редких птиц: одного вида птиц из Красной книги Московской области (по выбору)

Самоанализ урока.

Тип урока: традиционный в системно-деятельностной парадигме с постановкой проблемных вопросов. На уроке формируются базовые, корпоративные и личностные ценности через содержание урока, такие как экологическое сознание, экология человека и экология среды, гражданственность, доброта. Бережное отношение к природе, защита прав и ответственность.

На уроке формируются УУД по ФГОС (перечисленные в начале конспекта):

– сравнение (анализ и синтез), термины: синантропы, оседлые, кочующие и перелетные птицы.
– способность анализировать
– способность моделировать(составлять таблицы)
– работать с практическим материалом(исследовательская деятельность),работа с компьютером и цифровым микроскопом.
– формирование грамотной речи: формулировка гипотез и выдвижение аргументов за и против, работа с различными типами текста
– способность корректировать материал
– работа в парах

12-15 оценок за урок.

Приложение 1.

Заполнение таблицы.
Черты сходства первоптицы с птицами и пресмыкающимися.

Приложение 2

Проведение лабораторных исследований

Подтверждение данных таблицы в лабораторных исследованиях с использование цифрового микроскопа:

Инструктивная карточка № 1

1. Рассмотрите строение пера птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Найдите основные части.
3. Сделайте фотографии

  • Строение пера птицы 60*
  • Очин, опахала, стержень, бородки.

5. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Инструктивная карточка № 2

1. Рассмотрите строение кожицы на цевке птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении и роговые чешуи панциря черепахи.
2. Определите, чем покрыты ноги и пальцы птицы, и какой покров тела имеют пресмыкающиеся.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Роговые образования птицы 10* 60*и
  • Роговые образования пресмыкающихся 10*.60*

Инструктивная карточка № 3

1. Рассмотрите строение скорлупы яйца птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Определите, какое значение имеет такое строение яйца для развития организма на суше.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Скорлупа яйца 10* 60*

5. Сохраните рисунки в своей папке под названием "Происхождение птиц".

После окончания самостоятельной работы проверяем, как она выполнена. Добавляем данные в таблице сравнения. Предлагаю учащимся сделать презентацию на следующем уроке. Составьте презентацию: 4-5 слайдов: Археоптерикс.

Инструктивная карточка № 4

1. 1-й слайд – название презентации. Кто составил.
2. 2-й слайд – Сходство с птицами.
3. 3-й слайд – Сходство с?
4. 4-й слайд – Сходство с?
5. Сохраните презентацию в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Показ 1-2 презентаций с оценкой (2 ученика)

Значение птиц в природе

Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. Есть птицы, которые большую часть жизни проводят в открытом море. В настоящее время в мировой фауне известно свыше 9000 видов птиц. Они наиболее разнообразны в тропических лесах, а в суровых условиях Арктики и Антарктики видов птиц немного, но они представлены большим числом особей.

Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Подчас птицы сами служат пищей другим животным. Таким образом, птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов.

Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба - желуди - оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют. Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы, которые, подобно многим насекомым, питаются цветочным нектаром.

Значение птиц для человека

Значение птиц для человека зависит главным образом от той роли, которую они играют в природе. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды, в сады.

Несомненно, полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов - вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи).

На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц - куропаток, рябчиков, тетеревов, фазанов, а из водоплавающих - уток и гусей.

Гага - крупная морская утка. Она гнездится на побережьях северных морей. Гнездо свое она выстилает толстым слоем пуха. Гагачий пух отличается большой мягкостью, упругостью и очень малой теплопроводностью.

Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.

Птичьи перья имели очень большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времен Римской империи до середины прошлого века. До сих пор мы называем ножи перочинными и пишем изделиями из металла, которые по традиции называем перьями.

Охрана птиц

Птицы - первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца.

Закон об охране и использовании животного мира запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся и хищные птицы.

Редкие виды птиц охраняются в заповедниках.

Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена.

Привлечение птиц поближе к полям, садам и огородам положительно сказывается на урожае.

Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники - укрытия для гнезд.

Зима - трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу.

Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Тема урока Значение и охрана птиц Мандаринка - охраняемая птица Зорина Наталья Николаевна






Значение птиц для человека Истребляют насекомых вредителей садов и огородов Некоторые виды птиц являются объектом промысла Птичий помёт используется в качестве органического удобрения Уничтожают мелких грызунов- вредителей и распространителей многих инфекционных заболеваний Быстродействующее органическое удобрение по своим качествам превосходит навоз, а по быстроте действия не уступает минеральным удобрениям. Продолжительность его действия около года. 5


Домашние птицы Домашние куры Яйценосные породы яиц в год Общепользовательские породы Леггорн, русские белые Юрловские голосистые, первомайские 6














Задания кроссворда 1. Орган, обеспечивающий координацию во время полета. 2. Образование, отходящее от глотки и разделяющееся в грудной полости на два бронха. 3. Расширение в трахее, в которой расположены голосовые связки. 4. Птицы, которые после вылупления не могут передвигаться и долго остаются в гнезде. 5. Кровь, идущая от легких по легочной вене, попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, а затем в аорту. 6. Часть бронхов, выходящая за пределы легких, образующая тонкостенные мешки. 7. Орган, состоящий из внутреннего и среднего уха. 8. Птицы, которые сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие и могут передвигаться. 9. Строение легких. 10. Отдел желудка, где пища перетирается с помощью камешков. 11. Отдел, где пища подвергается воздействию пищеварительных желез. 12. Тип оплодотворения у птиц. 13. Зернистое тело неправильной формы, лежащее спереди левой почки. 14. Расширение в пищеводе. 15. Кровь, поступающая в правое предсердие, а затем в правый желудочек, а из него по легочным артериям к легким. 16. Сердце птицы. 13
Домашнее задание 1.§ 50 перес. 2.§§ повторить. 3.Проверьте себя с Какие утверждения верны? с Придумайте задание на выбор: Кроссворд по теме «Класс Птицы»; Криптограмму по теме «Класс Птицы», Ребусы по теме «Класс Птицы»; Книга рекордов по теме «Класс Птицы»; Тестовые задания по теме «Класс Птицы» 15


Интернет- ресурсы 1. Изображения птиц: мандаринка, дятел, дрофа, варакушка, чибис, белая трясогузка, орлан- белохвост Изображения на слайде 10, изображения диких банкивских кур, домашней птицы Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц 16

13.2.1 Значение птиц для лесного и сельского хозяйства

Значение птиц в хозяйственной деятельности человека велико и очень разнообразно. Многие виды давно одомашнены, и процесс одомашнивания не закончен. Птицу одомашнивают ради мяса, пуха, яиц, а так же в качестве почтовых и декоративных. Дикие виды имеют большое значение для сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, а отчасти и для санитарии. Экономическое значение птиц определить сложно, потому что один и тот же вид в разных условиях оказывается то полезным, то вредным.

Большое значение птицы имеют для полеводства, огородничества, садоводства и лесоводства, т.к. они уничтожают огромное количество вредных для сельского и лесного хозяйства беспозвоночных. В лесу истребляют вредителей-насекомых: синицы, пищухи, поползни, славки, мухоловки, пеночки, корольки, крапивники, дрозды, горихвостки, зарянки, кукушки, иволги, козодои, вертишейки, дятлы, чижи, сороки, сойки и др. В полях и лугах вредных насекомых уничтожают: обыкновенный и розовый скворцы, трясогузки, овсянки, жаворонки, коньки, сизоворонки, удоды, обыкновенная и степная пустельги, кобчики, грачи, чайки и др. Огромное количество саранчи уничтожают розовый скворец и стрепет. Обыкновенный скворец уничтожает множество майских жуков. Громадное количество вредителей насекомых уничтожают дятлы. На Южной Украине существенную пользу приносят чайки.

В известных условиях полезны грачи, уничтожающие проволочников, долгоносиков, жуков-кузек, гусениц – совок, саранчовых. С другой стороны, грачи уничтожают всходы кукурузы и высеянные зерна. Многие виды поедают семена сорных растений.

Кедровка поедает огромное количество кедровых орешков, являющихся предметом промышленного сбора, но, делая запасы кедровых орешков, способствует рассеиванию кедра. Таким образом сойки расселяют дуб. Дрозды, свиристели, сороки, славки, тетерева. Рябчики, расселяют рябину, бересклет, малину, ежевику, чернику, бруснику. Проходя через кишечник этих птиц, семена растений повышают всхожесть.

Также птицы уничтожают много грызунов.

В «мышиные» годы мелких грызунов ловят не только хищные птицы, но и вороны, сороки, грачи, сойки, чайки, цапли, аисты.

Проведенные исследования показали большую эффективность привлечения насекомоядных птиц путем развешивания искусственных гнездовий. Своеобразные задачи возникают в связи с привлечением птиц в полезащитные лесные полосы и на сооружаемые водохранилища. Такое формирование орнитофауны идет долго из-за консерватизма перелетных птиц, т.к. они возвращаются на гнездовье в те места, где гнездились ранее или где они родились. Необходимое искусственное заселение птицами возникающих новых местообитаний. В последнее время это делалось путем перевоза выводков птенцов или яиц с птицами – наседками (мухоловка – пеструшка, например, может таким образом вывести 20-25 птенцов на одну кормилицу).



Специфическую проблему вызывают птицы в авиации, т.к. они часто гнездятся или кормятся в районе аэродромов, и там они сталкиваются с приземляющимися или взлетающими самолетами. Особенно опасны попадания птиц в лобовое стекло, засасывание их реактивными двигателями. Чаще всего аварии бывают на высоте 600м. особенно опасны для самолетов морские чайки, голуби, перелетные водоплавающие птицы, дневные хищники и большие стаи скворцов и куликов. Для борьбы с ними на аэродромах применяют магнитофонные записи голосов испуганных птиц, привлекают хищных птиц.

2. Значение хищных птиц

Канюки, мелкие соколы, луни (кроме болотного) и большинство сов полезны истреблением мышевидных грызунов. Беркут, сажан, кречет, балобан, ястребы используются в качестве ловчих птиц при промысловой и спортивной охоте. Во многих странах мира большинство хищных птиц взято под строгую охрану наравне с самыми ценными и полезными видами. В Красную книгу России занесены редкие благородные соколы: кречет, балобан, сажан; крупные орлы: степной, могильник, орлан, бородач.

2. Промысловые птицы

В фауне нашей страны около 150 видов охотничьих птиц (одно из первых мест в мире). Наиболее важное значение имеют птицы отряда гусеобразных (48 видов) и отряда курообразных (20 видов). Так же объектами охоты являются виды пастушковых (лысуха), куликов, чистиковых.



В связи с рубкой леса, осушением болот, распахиванием новых земель и нарушением правил охоты дичные ресурсы заметно сокращались. Поэтому важное значение имеет охрана птиц на гнездовьях, путем пролета и местах зимовок. Для этого у нас есть заповедники: Кандалакшский (на Белом и Баренцевом морях), Дарвиновский (Рыбинское водохранилище), Астраханский (дельта Волги). Важное значение имеют и заказники. Большое значение для современного охотничьего хозяйства имеет дичеразведение – путем завоза и выпуска птиц или путем искусственного разведения на месте с применением инкубаторов (серая куропатка, фазан, утка – кряква). В красную книгу занесены такие виды, которые еще недавно были объектами добывания: краснозобая казарка, горный гусь, фламинго, малый лебедь, утка мандаринка, кречет, розовый и кудрявый пеликаны, улары, белый журавль (стерх). Всего более 50 видов.

2. Домашние птицы

Одомашнивание птиц началось еще в глубокой древности. Происходило оно с разными целями. Предком домашних кур является один вид – банкивская курица, распространенная в лесах индии, Бирмы и Малайского архипелага. Одомашнивание её произошло в Индии за несколько тысяч лет до н.э. индейки одомашнены задолго до н.э. мексиканскими индейцами. Исходным видом была дикая индейка (юг Северной Америки).

Несколько сотен лет назад в Японии был одомашнен местный подвид перепелок. В настоящее время его разводят в ряде стран Европы и Америки, в т.ч. и в России. За год они несут около 300 яиц. Домашние утки происходят от одного дикого вида – кряквы. В Европе домашние утки известны с начала I века до н.э. Домашние гуси происходят от 2-х видов: серого гуся и гуся – сухоноса. От гуся-сухоноса произошли китайские домашние гуси. Домашние голуби произошли от дикого сизого голубя. В голубеводстве разводят породы 3-х направлений: декоративные, почтовые и мясные (последние имеют массу до 900гр.). Хорошая племенная самка дает в год 14-16 голов молодняка. Почтовых голубей используют и теперь, они летают на 200км и даже на 1000км.

Урок на тему:

«Значение и охрана птиц. Происхождение птиц».

7 класс

учитель биологии

МБОУ СОШ с. Красногор

Юрасова Л.В.

2013 г.

Прогнозируемый результат: ученики должны уметь

    называть значение птиц в природе и жизни человека, мероприятия по охране птиц;

    приводить примеры видов птиц, играющих определенную роль в природе;

    характеризовать причины сокращения численности отдельных видов птиц;

    обосновывать необходимость охраны птиц;

    объяснять происхождение птиц

Задачи урока:

    изучить разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны птиц; выяснить происхождение птиц;

    воспитывать бережное отношения к природе, обосновать необходимость охраны птиц, экологическое, эстетическое воспитание;

    развивать самостоятельную деятельность учащихся на основе работы с различным информационным материалом: учебником, дополнительной литературой, мультимедийной презентацией

Средства обучения : компьютер, мультимедийный проектор, электронные презентации учащихся, рабочие листы для учащихся, « Красная книга Северной Осетии», ЦОР.

    Организационный момент

    Актуализация знаний обучающихся (тестовый контроль разноуровневого содержания, три варианта)

Приложение 1,2,3.

Самопроверка и взаимопроверка результатов (слайд №1)

    Изучение нового материала

Мы многое узнали о птицах, путешествуя по стране пернатых. А что, на Ваш взгляд, нам надо еще обязательно изучить о птицах.? (возможные ответы учеников: происхождение, значение в природе и жизни человека, меры охраны). Итак, тема нашего урока - « Значение и охрана птиц. Происхождение птиц». (слайд №2)

1.Происхождение птиц. (слайд №4)

Представьте себя в роли ученых - орнитологов и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц.

(Слайд №5)

Самостоятельная работа с учебником (слайд №6)

Черты сходства птиц с рептилиями: (слайд №7)

    Сухая кожа, лишенная желез

    Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)

    Наличие клоаки

    Сходство в строении яиц

    Сходство эмбрионов

Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу (слайды № 8-№10))

Черты сходства археоптерикса с птицами

Черты сходства археоптерикса с

рептилиями

Тело покрыто перьями

Форма черепа

Передние конечности - крылья с маховыми перьями

Зубы на челюстях

Расположение пальцев (3 вперед, 1- назад)

Наличие пальцев с когтями на передних конечностях

Длинный хвост из 20 позвонков

Роговые чешуйки на ногах

2.Значение птиц в природе (слайд № 11)

Какое значение имеют птицы в природе?

(Запись в рабочих листах в ходе просмотра мультимедийной презентации)

1. Ограничивают рост растений.(слайд №12)

2. Содействуют опылению растений. (слайды №13, 14)

3. Способствуют распространению плодов и семян (слайды №15, № 16)

4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т. д.) (Слайды №17, 18)

5. Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.) (слайд №19)

Задание: составьте пищевую цепь с участием птиц (выполняют на доске 2 ученика) (слайд №20)

3. Значение птиц в жизни человека. (слайды №21, 22)

Угадайте какой птице поставлен памятник?(слайд №23)

На подъемной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии. Птице поставили памятник. О какой птице идет речь? (Голубка) (слайд № 24)

В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в16 веке. Благодарные люди поставили птице памятник. О какой птице идет речь? (Петух) (слайды № 25, 26)

Этой птице поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США штате ЮТА, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. О какой птице идет речь? (Воробей) (слайды №27, 28)

3. Значение птиц для человека.

Трудно представить окружающий нас мир без птиц. Они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Интерактивное задание « Найди 10 птиц» (слайд № 29)

Физминутка для глаз

Птицы вдохновляют нас на творчество. Синквейны, составленные учениками. (слайды № 30-32)

А какое еще значение имеют птицы в жизни человека? (слайд № 33)

1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух.

2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского хозяйства.

Экологическая задача: (слайд № 34)

Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?

Ответ: 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых (слайд № 35)

3.Птичий помет - ценное органическое удобрение

4. Эстетическое значение

5. Научное значение

Предки домашних птиц (презентация, подготовленная ученицей)

4.Охрана птиц

Сокращая численность насекомых – вредителей, мышевидных грызунов, уничтожая семена и плоды сорных растений, выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу». Птиц необходимо охранять и привлекать к жилищу человека. Охрана птиц – дело каждого человека. Для изучения и сохранения природы в целом и птиц в частности в мире и в нашей стране создаются охраняемые территории -заповедники, заказники, приняты законы, созданы Красные книги.

Презентация ученицы « Птицы Красной книги Северной Осетии»

Подарите же птицам свою любовь и заботу. Пришла весна, ожила вся природа. И птицы, зимующие и перелетные, начинают жить новой жизнью, наполняют веселым шумом леса, парки, водоемы, образуют пары, возможно, какая-нибудь птичья парочка совьет себе уютное гнездышко в скворечнике, сделанном учениками нашей школы. Помните, охрана птиц – дело каждого человека!

Звучит клип « Раненная птица»

IY .Закрепление

1. Кто является предком птиц?

2.Укажите черты сходства птиц и рептилий.

3. Каково значение птиц в природе и жизни человека?

Y . Итог урока

YI . Домашнее задание пар. 50 (слайд № 37)

Творческое задание составить синквейн на тему птицы

Спасибо вам за урок, вы – молодцы!