Профилактика нарушений письменной речи презентация. Презентация на тему "профилактика нарушений письменной речи"

Коррекционная работа по устранению дисграфии

Докладчики:

Беликина И.Н.

Шапкина О.В.


Дисграфия

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.


Дисграфия

артикуляторно-акустическая

акустическая

связанная с нарушениями языкового анализа и синтеза

аграмматическая

оптическая


со сложной

дисграфией

Они имеют проблемы языкового анализа и синтеза

на различных уровнях:

Нарушение границ предложения, пропуски букв, нарушение звукослоговой структуры;

Лексико-грамматические нарушения: бедный словарь, аграмматизмы; - смешение по акустическому принципу (ж – ш, з – c…); - букв по оптическому принципу (б-д, к - н, о - а, и - у, т – п, и-ш, с-х).


недоразвитие познавательной деятельности ,

нарушение устной речи, несформированность языковых обобщений, нарушение деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов

Нарушения письменной речи у обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер, они с большим трудом устраняются


  • коррекция произносительной стороны речи
  • формирование фонематических процессов
  • развитие лексико-грамматического строя речи
  • формирование связного высказывания
  • обогащение словарного запаса
  • закрепление словообразовательных моделей

слухового внимания и памяти

Симптоматика дисграфии

при целенаправленном коррекционно- логопедическом воздействии

постепенно сглаживается,

но не исчезает совсем.

зрительного внимания, восприятия и памяти

фонематического восприятия

фонематического слуха

пространственного восприятия

слухового восприятия


Принцип правописания

фонетический (фонематический)

морфологический

традиционный


Особенности ошибок

Многочисленные, повторяющиеся и сохраняются длительное время

связаны с несформированностью высших психических функций

характеризуются нарушением фонетического принципа письма

наблюдаются у детей школьного возраста


Группы ошибок

Пропуск букв

Искаженное написание букв

Замены рукописных букв

Искажения звукобуквенной структуры слова

Искажения структуры предложения

Аграмматизмы на письме


Принципы логопедического воздействия

дифференцированного подхода

системного подхода

деятельностного подхода

доступности

контроля

поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи


Этапы устранения речевых недостатков

Устранение пробелов в различении звуковой стороны речи (развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), закрепление зрительного образа буквы, сопоставление ее со звуком. Дифференциация звуков в устной и письменной речи.

Уточнение имеющегося запаса слов, дальнейшее обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

формирование и развитие связной речи.

Развитие связной речи, а также уделяется внимание формированию умений и навыков написания деловых бумаг.







Упражнение «Слоговое лото». Помоги Вале собрать букет из листьев. Прочитай записанные на листьях слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на листьях с одного дерева (одинаковой формы).







Развивать правильное звукопроизношение

Развивать фонематический слух

Развивать зрительный и слуховой анализ и синтез

Слайд 2

Письменная речь -сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.

Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей. В понятие «письменная речь» входит: Чтение Письмо. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо– владение графическими и орфографическими системами языка для записи. Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Слайд 3

Нарушения письменной речи

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе. Дислексия- проблемы, связанные с процессом овладения навыком чтения.

Слайд 4

Первичная профилактика дислексий и дисграфий

Заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

Слайд 5

Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.

Слайд 6

Вторичная профилактика дислексии

Заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.

Слайд 7

Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком - письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет.

Слайд 8

Вторичная профилактика дисграфий

Заключается в следующем: 1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей: а) с «цепочкой» перии постнатальных вредностей; б) с поздним и аномальным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 станицы Подгорной Ушакова Л.Н
Коррекция нарушений письменной речи младших школьников.

Слайд 2

Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.
В понятие «письменная речь» входит: -Чтение -Письмо. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи. Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Слайд 3

Слайд 4

Нарушения письменной речи -нарушения устной речи; -недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов; - нарушения оптико-пространственной организации деятельности письма; -рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции; -отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Слайд 5

Виды нарушений письменной речи
Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном педагогическом процессе. Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения. Дизорфография- специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Слайд 6

Дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Слайд 7

Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.
Акустическая дисграфия
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение аффрикатов и их компонентов. Замена и смешение гласных первого – второго ряда. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.

Слайд 8

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1) нарушение анализа - членения предложений на слова (слитное написание слов, раздельное написание слов (приставки, корень); 2) слогового и фонематического анализа и синтеза: -искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова, -пропуски согласных при их стечении, -пропуски гласных, -перестановки букв, -добавление букв, слогов.

Слайд 9

Аграмматическая дисграфия
- неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа существительных (деревы, ручков); - неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, медведевая берлога); - нарушения согласования и управления различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.) - неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза.) -пропуски членов предложения, чаще всего сказуемых (Мальчик песочнице); пропуски подлежащего и достаточно часто - определения (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.); - нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.); - неправильное членение текста на предложения.

Слайд 10

Оптическая дисграфия.
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы; замены и смешения графически сходных букв (п - т, л - м, и - ш, в - д).

Слайд 11

Дислексия
Фонематическая дислексия (проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении; в нарушении чтения, обусловленном недоразвитием функции фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки). Аграмматическая дислексия. Недоразвитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, связь слов в предложении). Мнестическая дислексия. У детей появляются трудности в усвоении всех букв, нарушаются ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком. Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Оптическая дислексия проявляется в сложности усвоения оптически (графически) сходных букв и в их недифференцированных заменах.

Слайд 12

Дизорфография
Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.

Слайд 13

В русской орфографии выделяются следующие основные принципы:
-фонетический (в основе его - четкое, правильное произнесение всех звуков речи (слова записываются так, как слышатся и произносятся); -морфологический (четкое представление о структуре слова - при различном произношении морфемы слова в сильной и слабой позиции сохраняется ее графическое единообразие); -традиционный (выбор буквы для обозначения фонемы, находящейся в слабой позиции, осуществляется на основе этимологии и традиции (заяц, корова); -морфолого-графических аналогий (объясняет написание буквы ь как графического уравнителя парадигм склонения существительных женского рода (ночь - ночью); одинаковую графическую парадигму слов мужского рода (врач - врачом); графическим уравнителем морфологической категории повелительного наклонения глагола (брось) и инфинитива (стеречь)).

Слайд 14

Первичная профилактика дислексии и дисграфии
Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

Слайд 15

Вторичная профилактика дислексии и дисграфии
Основные этапы работы: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Слайд 16

Группа нарушения Показатели Время диагностирования
Трудности в овладении письмом Нечёткое знание всех букв алфавита. Сложности при переводе звука в букву и наоборот. Сложности при переводе печатной графемы в письменную. Трудности звуко- буквенного анализа и синтеза. Письмо под диктовку отдельных букв. Первое полугодие первого года обучения.
Нарушение формирования процесса письма Смешение письменных и печатных букв. Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования. Написание слов без гласных. Слияние или расщепление слов. Второе полугодие первого класса или первое полугодие второго класса.
Дисграфия Стойкие ошибки одного или разных видов Второе полугодие второго класса
Дизорфография Неумение применять на письмеорфографические правила по школьной программе Третий год обучения

Слайд 17

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002 г.) представлена в трёх направлениях работы. 1. Стабилизация и организация энергетического потенциала организма (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания). 2.Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие зрительного и слухового восприятия, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, фонетико – фонематических процессов), 3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщения, самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)

Слайд 18

Основные направления коррекционной работы по профилактике дисграфии: Развитие фонематического восприятия. (Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Слайд 19

Основные приёмы и методы работы по профилактике дизорфографии: 1.Развитие общей и мелкой ручной моторики. 2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 3.Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы). 4.Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания. 5.Развитие мышления.

Слайд 20

Основные приёмы и методы работы по профилактике дислексии: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

ПРОГ РАММА

на 2017-2018 учебный год

Составила: логопед Ульянова Ю.Е.

Кондопога 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.

В настоящее время нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторно-акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфий.

Цель программы

Основная цель программы - коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.

Задачи программы

Образовательные:

Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;

Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

Развитие зрительной памяти;

Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

Развитие избирательности слухоречевой памяти;

Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Принципы, используемые в программе

Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.

2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.

3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.

4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

5) Принцип деятельностного подхода.

6) Принцип дифференцированного подхода.

7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).

8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.

Методы, используемые в программе

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

Специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный -кинестетический);

Дидактические:

Наглядные;

Словесные методы с опорой на наглядность;

Словесные методы без опоры на наглядность;

Практические методы, которые должны носить игровой характер.

Целевая аудитория

Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Общая характеристика программы

Программа реализуется при групповой форме работы . Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один или два раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.

Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).

Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно - временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.

Коррекционный блок.

Коррекционныйблок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.

I раздел . Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

Развитие звукового анализа слов (от простых форм - к сложным);

Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем - на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем - на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда - научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.

Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

II раздел . Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,

Работа не лексическом уровне включает следующие направления:

Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования). Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.

Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

III раздел . Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.

В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество - неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам).

Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:

Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.

Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.

Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.

При работе над предложением необходимо:

Учить выделять предложения из сплошного текста;

Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

Формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.

Структура программы

Программа по коррекции письменной речи в начальной школе включает в себя:

1. Пояснительная записка.

2. Тематическое планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи:

1 класс «Предупреждение нарушений чтения и письма»;

2 класс «Коррекция нарушений чтения и письма»;

3-4 классы «Коррекция смешанной дисграфии»

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии.

3. Оценка результатов по окончании коррекционного курса.

Предполагаемый результат

К концу коррекционного обучения дети должны знать :

Термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

Все буквы и звуки родного языка;

Отличительные признаки гласных и согласных звуков;

Гласные и согласные звуки;

Твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

Пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости- глухости;

К концу обучения дети должны уметь :

Узнавать и различать гласные и согласные звуки;

Обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

Использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

Производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

Записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

Подбирать слова на заданный звук;

Сравнивать слова со сходными звуками;

Строить звуковые схемы слогов и слов;

Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.

Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

Условия использования программы, оснащение

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями.

Логопедическое зеркало.

Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)

Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К ПРОГ РАММЕ

по коррекции письменной и устной речи

у детей начального школьного возраста (1-4 классы)

на 2017-2018 учебный год

1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма»

(с учетом программы « ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Дата

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Подготовительный блок

Речевые и неречевые звуки.

Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата. Звукообразование.

Коррекционный блок

От звука к слову. Понятие «слово».

Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?»

Слово-действие. Звукоподражательные глаголы. Глаголы - антонимы.

Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения.

Дифференциация понятий «слово-предложение». Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения.

Слово-признак. Описание предмета по плану. Образование относительных прилагательных. Антонимы.

Распространение предложения с помощью прилагательных.

Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме.

Звук [а]. Буквы А, а. Заглавная буква в именах собственных.

Звук [о]. Предложение с предлогом О.

Дифференциация звуков [о]- [а]. Буквы Оо, Аа.

Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове. Буквы У, у. . Предложение с предлогом У. Словообразование: детеныши животных.

Звуки [у], [а]. Буквы Уу, Аа. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы.

Звук [ы]. Буква ы. Чтение слоговых таблиц.

Звук [и]. Буквы И, и. Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч. - мн.ч. Чтение слоговых таблиц.

Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение.

Дифференциация звуков [л-л"] в словах и предложениях. Буквы Лл.

Дифференциация звуков [р-р"] в словах и предложениях. Буквы Рр.

Диктант.

Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й.

Дифференциация звуков [л"-й] в словах и предложениях. Буквы Лл,Йй. Диктант.

Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение.

Мягкий знак в конце слова. Мн.ч. - ед.ч. сущ.

Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение.

Дифференциация ъ и ь словах и предложениях.

Понятие «согласный звук».

Звуки [з-з"]. Буквы З,з. Предлог ЗА.

Звук [с]. Понятие «согласный звук».

Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении.

Дифференциация звуков [с-с"]. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения с,со.

Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный».

Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Чтение

Чтение.

Чтение

Звук [ж]. Буквы Жж. Чтение.

Звук [ш] в словах и предложениях. Буквы Ш ш.

Звуки [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

Буквы Сс, Ша. Чтение.

Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ.

Звук [ч]. Буквы Чч

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях

Звук [ц]. Буквы Цц.

Диктант.

Ударение. Чтение.

Перенос слова.

Слова-родственники. Однокоренные родственные слова.

Предложение. Знаки препинания.

Предлоги в предложениях.

Работа с деформированным текстом.

Развитие связной речи

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам.

Работа над рассказом по сюжетной картинке.

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся

2 классов «Коррекция нарушений чтения и письма»

(с учетом программы «ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Коррекционный блок

Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный». Звуки речи. Органы артикуляции. Гласные звуки.

Уточнение понятий «звук», «слог», «слово». Деление слов на слоги.

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

Звукобуквенный анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных.

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных.

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных.

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных.

Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова.

Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных.

Звонкие и глухие парные согласные.

Непарные звонкие и глухие согласные.

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Дифференциация букв, сходных при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ.

Слоговой анализ и синтез.Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса. Ударение.

Слова- названия предметов. Одушевленные-неодушевленные предметы. Имя собственное. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова.

Слова- названия действий. Антонимы. Словообразование

Различение слов предметов и слов действий. Синонимы.

Предложение (предмет-действие, предмет-действие-предмет). Грамматическая основа предложения.

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения. Основа предложения.

Слова - названия признаков. Постановка вопросов. Распространение предложения с помощью слов - названия признаков. Основа предложения..

Парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

Формы слова.

Ударные и безударные гласные (в т.ч. в корне слова)

Безударные гласные А-О в корне

Безударные гласные И-Е-Я в корне

Окончание слов-названий предметов.

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

(слова -названия предметов, у которых нет окончания)

Слова - названия предметов. Определение рода слов-названий предметов.

Окончание слов -названий предметов (мужского, женского, среднего рода)

Слова-названия предметов. Число и род.

Слова - названия признаков. Число и род.

Слова- названия действий. Число и род.

Дифференциация изученных частей речи. Основа слова.

Родственные однокоренные слова. Выделение корня слова.

Чередование согласных звуков в корнях слов.

Слова - предметы мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Предлоги.

Развитие связной речи

Работа над рассказом-описанием.

Работа над рассказом цепной структуры.

Работа над рассказом по двум сюжетным картинкам. Изложение.

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. Изложение.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся

3 классов , имеющих диагноз «смешанная дисграфия»

(дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

(с учетом программы «ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

Коррекционный блок

Коррекционная работа на фонетическом уровне

Дифференциация гласных а-о, и-у, о-у

Обозначение мягкости согласных на письме

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов.

Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с"-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Дифференциация звуков [ч-т"] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ц-т"] в словах и предложениях.

Коррекционная работа на лексическом уровне

Однокоренные слова. Понятие «однокоренные» слова. Выделение корня слова

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы

Безударные гласные в корне слова

Сложные слова. Буквы о, е в сложных словах

Приставочное словообразование.

Приставки пространственного значения. Приставки временного значения.

Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу.

Безударные гласные в приставках.

Удвоенный согласный на стыке приставки.

Разделительный Ъ и Ь знаки

Предлоги

Различение приставок и предлогов

Части слова.Окончание и основа

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

Словоизменение имен существительных (Число, род, падеж)

Суффиксальное словообразование.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий.Разбор имени существительного.

Склонение существительных.

Местоимение. Изменение по числам, лицам, родам (местоимения 3-го лица, ед.ч.).Правописание местоимений с предлогами.

Словоизменение прилагательных.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде.

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам (без введения понятий)

Правописание окончаний прилагательный. Постановка вопросов. Разбор по составу.

Правописание не с глаголами.

Связь глагола с наречием, Постановка вопросов.

Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения.

Предложения с однородными членами. Схемы предложений.

Текст. Работа с деформированным текстом.

Развитие связной речи

Повторение и закрепление пройденного материала.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза ).

(с учетом программы «ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

Коррекционный блок

Коррекционная работа на фонетическом уровне

Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. Фонетический разбор.

Дифференциация гласных

Обозначение мягкости согласных на письме

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов.

Буквы «а-я», «у-ю», «о-ё», «э-е» после твёрдых и мягких согласных

Буква «ь» как показатель мягкости в конце и середине слова.Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных.

Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в словах и предложениях

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с"-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Дифференциация звуков [ч-т"] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ц-т"] в словах и предложениях.

Чередование согласных звуков в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине корня слова. Орфограммы: чк, чк, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу

Предлоги

Звуко-буквенный анализ слов

Состав слова. Разбор слова по составу.

Морфологический разбор частей речи

Непроизносимые согласные в корне слова.

Суффиксальное словообразование. Различение суффиксов.

Удвоенные буквы согласных в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными.

Удвоенный согласный на стыке приставки

Предложения с однородными членами. Схемы предложений

Простые и сложные предложения. Предложения с союзом И. Знаки препинания в сложном предложении. Разбор предложения.

Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания.

Согласование глаголов с именем существительным в числе, роде. Время глагола.

Правописание не с глаголами.

Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени

Суффиксы повелительной формы глагола

Неопределенная форма глагола,. Постановка вопросов.

Правописание ь после ч. Разбор глагола как части речи.

Написание о и ё после шипящих в корнях существительных

Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных

Орфограммы в корнях и суффиксах слов

Буквы о и е после шипящих и ц

Безударные гласные в суффиксе, проверяемые и непроверяемые ударением

Орфограммы в окончаниях слов

Орфограммы в приставках

Разделительный Ъ и Ь знаки, притяжательные прилагательные

Мягкий знак после шипящих

Написание ться,тся в глаголах

Распространенные и нераспространенные предложения

Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения.

Текст. Работа с деформированным текстом.

Развитие связной речи

Составление плана рассказа. Пересказ текста

Написание изложения (сочинения)

Повторение и закрепление пройденного материала.

итого

Примечание:

* отмечены темы, прорабатываемые на занятия по необходимости (в течение всего курса коррекции).

** Промежуточная диагностика проводится по окончании первой половины курса коррекции (по необходимости).

Тематика занятий может быть изменена, в зависимости от возникающих трудностей у учащихся.

Список используемой литературы

Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». - М., 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.

Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. - СПб, 2009.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М., 2008.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М., 2008.

Мазанова Е.В. - Коррекция аграмматической дисграфии. - М., 2008.

Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. - М., 2008.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М., 1997

Раздели ошибки на две группыОрфографические:
безударные
гласные;
парные согласные;
непроизносимые
согласные;
имена собственные
Логопедические:
замены и смешения
(сильная позиция);
пропуски букв,
слогов;
зеркальность;
неправильное
обозначение
мягкости на письме

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Письмо

это сложный
навык и вид
графомоторной
деятельности
-

Механизм письма

1.
2.
3.
4.
5.
Мотивация письма
Замысел письма
Звуковой анализ
Выделение фонем
Перевод фонемы в
графему
6. Моторный акт
письма

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает
осуществлять проговаривание
Речеслухового – помогает произвести
отбор нужного звука
Двигательного – помогает осуществлять
движения мелких мышц кисти
Зрительного – участвует в подборе
нужных букв

Дисграфия

-
частичное нарушения
процесса письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках.

Дисграфические ошибки

Стойкие
Сохраняются в течение многих
месяцев
Повторяются
Обусловлены
несформированностью
высших психических процессов

Классификация дисграфии

1. Артикуляторноакустическая дисграфия

2. Акустическая дисграфия
Первично – нарушение фонематического слуха

Классификация дисграфии

3. Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
4. Аграмматическая дисграфия
Первично - нарушение лексико-грамматической стороны
речи

Классификация дисграфии

5. Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительнопространственного восприятия
6. Дизорфография

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторноакустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического
слуха
Как говорю, так и пишу.

Виды ошибок

1. Отсутствие

Виды ошибок

2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и
др.)

Виды ошибок

3. Смешения1. Постановка звука (
правильная артикуляция звука)
2.
3. Контроль за правильным
произношением звуков.
4. Закрепление произношения звуков в слов
ах, стихах, связной речи
5. Скороговорки, чистоговорки
6. Дифференциация звуков

Развитие движений губ, языка, щек

Губы хоботком тяну,
Подражаю я слону.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.

Развитие движений губ, языка, щек

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

Закрепление произношения в словах, стихах, связной речи

Трон, театр, рак, нора, трактор
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.

Скороговорки, чистоговорки

Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали, раз, два, три.

Правильная артикуляция звука «р»

Губы – полураскрыты
Зубы – щель
Язык – кончик яз. дрожит
Воздушная струя – прерывистая
Голос - звенит

Акустическая дисграфия

Первично- нарушение фонематического
слуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Диагностика:
1. Повторение слоговых цепочек
2. Отбор картинок на звук «с»
3. Слова- паронимы

Виды ошибок

1. Смешения и замены парных согласных
(сильная позиция)

Виды ошибок

2. Неправильное обозначение мягкости
согласных

Виды ошибок

3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)

Замены и смешения букв

Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С,
Ж-Ш);
Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
Неправильное обозначение мягкости на
письме гласными второго ряда и «ь»1. Правильная артикуляция смешиваемых
звуков
2. Опорные схемы, знаки, цвета и символы
3. Опора на разные анализаторы
4. Дифференциация смешиваемых звуков

Правильная артикуляция смешиваемых звуков

План
1.
2.
3.
4.
5.
Губы
Зубы
Язык
Голос
Воздушная струя
с
ш
Губы
в улыбке
округлены
Язык
за
нижними
зубами
за верхними
зубами
(«чашечка»)
Воздуш
ная
струя
холодная
теплая

Опорные знаки, схемы…

Опорные знаки, схемы…

Виды заданий

№ 4.
Замени условные обозначения буквами
П или Б.
Старушка о(─)ирается на (─)алку.
Крыша о(─)ирается на (~)алку.
Ссору надо за(~)ыть.
Лекарство надо за(─)ить.
В синем море звезды (~)лещут.
В синем море волны (─)лещут.

Виды заданий

№ 5.
Вставь пропущенные буквы П или Б.
Наш дом …ольшой и красивый. На
…ервом этаже магазин. В магазине …
родают одежду, о…увь. У …одъезда
дома растут то…оля и …ерезы.
Вокруг дома ре…ята …осадили много
цветов.

Литература

Литература

Логопедия. (под редакцией Волковой Л.
С.) Книга 2.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения.
Волина В. В. Занимательное
азбуковедение.