Плакатная живопись. Искусство плаката, его основные функции

Плакат Плакат

(нем. Plakat от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью; см. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX - начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики (работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США). С начала 1910-х гг. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров; позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии); на его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.

Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката - "Окна РОСТА". В 20-х - начале 30-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом: в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках; в 60-80-х гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.).

Д. С. Моор. "Врангель еще жив, добей его беспощады". 1920.



Дж. Хартфилд. Антифашистский плакат "Кровь и железо". 1934.



И. М. Тоидзе. "Родина-мать зовёт!". 1941.

В современном мире плакат - это нечто привычное, с чем человек сталкивается по несколько раз в день и поэтому уже научился не реагировать на него. Однако всего 100 лет назад эта вещь была диковинкой и заставляла каждого кто ее видит, замирать в восхищении и верить всему, что было написано на ней. Как появился плакат? Что это? Какие виды плакатов существуют? Давайте узнаем об этом.

Значение слова «плакат»

Прежде всего, стоит разобраться с определением рассматриваемого существительного.

Иногда их называют постерами или афишами.

Обычно такие изображения крепятся на стенах и дверях зданий или на специально отведенных для этого местах. Некоторые любители плакатов оклеивают ими свои жилища.

В более узком значении под этим словом подразумевают специфический вид графики.

Также этим существительным было названо одно из самых известных пропагандистских издательств СССР, существовавшее со средины 70-х до 2006 г. На протяжении всего этого времени «Плакат» специализировался не только на выпуске одноименной продукции, но и на печати открыток, портретов, фотографий и т. п.

Этимология рассматриваемого термина

Узнав ответ на вопрос: «Что это такое - плакат?», стоит рассмотреть происхождение этого существительного.

Впервые в русском языке это слово было зафиксировано в 1704 г. Однако активно стало использоваться лишь в конце XIX в.

В русский оно пришло из латыни, из французского и немецкого языков. На закате Римской империи граждане часто использовали термин placatum, которым называли объявления.

Через несколько веков во французском языке был образован от placatum глагол plaquer («налеплять что-то»). А он, в свою очередь, способствовал появлению placard.

От французов термин был заимствован немцами и немного изменен - das Plakat. Именно в таком виде это существительное оказалось в русском языке и сохранилось по сей день.

Стоит отметить интересный факт: во Франции сегодня термин placard используется крайне редко, вместо него актуально слово affich. А в англоязычных странах его именуют постером.

Особенности плакатов

Изображение такого рода имеет ряд особенных черт, выделяющих его среди другой

Прежде всего, это цель, для которой оно создается: привлекать внимание окружающих и информировать их о чем-то. В связи с этим постеры и надписи на них обычно делаются большими и яркими. Кроме того, в них используется минимум текста, чтобы не утомлять наблюдателей долгим чтением и давать им возможность быстро понять смысл.

Как правило, надпись на плакате - это какой-нибудь запоминающийся слоган (часто с элементом юмора или игры слов) и название продукта или услуги, для оповещения о которых сделано это изображение.

История появления плаката

Информативно-агитационные афиши впервые стали использоваться человечеством еще в Древнем Египте. Правда, в то время плакаты служили для поимки беглых рабов.

Греки и римляне оказались более практичны и культурны. Они использовали листовки с рисунками и текстом для информирования о торговых предложениях, а также как афиши для театра.

Первый плакат (в современном его понимании) был нарисован по заказу британского торговца книгами Батдольда в 1482 г. Бизнесмен с его помощью пытался разрекламировать новое издание «Евклидовой геометрии».

После этого постеры несколько веков появлялись довольно редко. Однако в средине XIX в. французский литограф Жюль Шере решил развить идею Батдольда. В 1866 г. он открыл в Париже собственную мастерскую, специализирующуюся на Предприятие Шере имело огромный успех. За пару лет он создал более тысячи ярких афиш, приглашавших посетить спектакли или выставки. Каждый его плакат - это было настоящее произведение искусства, причем все они делались вручную. Кстати, именно Шере заложил основные принципы искусства оформления постеров, которые не утратили своей актуальности и сегодня.

К концу XIX в. плакаты стали неотъемлемой частью любого важного события. При этом все чаще они стали использоваться не как афиши, а для рекламы каких-то товаров или услуг.

Жители Российской империи в эти годы довольно хорошо знали что такое плакат. Это было связано с тем, что в последние десятилетия XIX в. создание рекламных изображений стало очень популярным в империи. Об этом свидетельствует тот факт, что в этот период именно в России проводилась Всемирная выставка плакатов и афиш.

Особенно усилилось использование политического плаката после начала Первой мировой войны. Чтобы призывать юношей идти добровольцами на фронт, а также агитировать граждан финансово помогать государству, во всех странах Европы печатались и рисовались тысячи постеров.

После революции 1917 г. на территории бывшей империи несколько лет создавался только один вид агитационных изображений - политический плакат. Значение его прекрасно понимали все главы государства, поэтому часто такая продукция выпускалась на последние деньги, вместо того чтобы отдать их голодающим гражданам.

Как сделать плакат

Очень часто маркетологи используют плакаты в своих рекламных кампаниях. Разбираем, как его сделать, на что обратить внимание при дизайне и где лучше разместить.

Плакат - это настоящее искусство. Маркетологи, дизайнеры и художники по всему миру соревнуются в красоте, эффективности и необычности своих шедевров.

Но создать плакат не так просто как может показаться. Дизайнерам нужно учитывать кучу деталей как во время процесса создания, так и после. Читаем, сохраняем и учимся новому.

Что такое плакат

Плакат - это не только красивые изображения знаменитостей, которые в детстве все клеили на стены. В широком смысле, плакат - броское изображение с кратким текстом, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях.

Современный плакат в первую очередь ассоциируют с рекламой, что не совсем верно. Не менее популярен информационный и дизайнерский плакат.

Информационный плакат чаще всего встречается в виде различных афиш. Главная цель таких плакатов - донесение до аудитории важной культурной информации, анонс мероприятий.

Для украшения можно использовать и специально сделанные афиши.

История плаката

Несмотря на то что первые «следы» плакатов встречаются еще в Древнем Египте (изображения с информацией о сбежавших рабах), отцом плаката все же принято называть художника . Француз, по мнению многих, - художник относительно небольшого дарования, что, однако, не помешало ему стать создателем нового жанра. В 1866 году он открыл мастерскую по изготовлению литографических картин, что и стало началом плаката.

Плакаты наглядно разъясняли, почему алкоголь вреден для человека.

Алкоголь увеличивает риск ДТП

Лучше носить короткие волосы, чем лишиться их

Кожух был слишком высоко

Как сделать рекламный плакат

Яркий образ

Как его называют в маркетинге - ай-стоппер. Главная задача - привлечь внимание, вызвать любопытство. В качестве ай-стоппера может выступать нестандартный образ или яркая картинка.

Используйте одно изображение и не забывайте, что плакат будет большого размера, так что и картинка должны быть с хорошим разрешением!

Заголовок

Заголовок не обязателен, но в большинстве случаев он не помешает. Как и картинка, он должен привлекать внимание, а значит - читаться на расстоянии.

В качестве заголовка может выступать название рекламной акции, название продукта, сообщение о распродаже.

Текст

Чем меньше текста, тем лучше. Шрифт должен быть крупным. При компоновке текста нужно выделить товарный знак и логотип.

Используйте не более двух шрифтов: один - для основного текста, второй - для заголовка.

Цвет

Выбирайте яркие, контрастные цвета. Контрастирующие оттенки лучше сочетаются и помогают легче читать плакат.

Своими советами по созданию рекламного плаката делится Томас Рассел, преподаватель в Институте современных исследований при Ассоциации рекламных агентств.

  • Упрощайте. Плакаты должны моментально привлекать внимание и быстро рассказывать основную идею.
  • Показывайте выгоду товара.
  • Используйте возможности цвета. Чем ярче реклама, тем лучше. В умеренном количестве.
  • Избегайте двусмысленности. Не все могут сразу понять вашу игру, принять её и положительно отреагировать. Если вы не уверены на 100%, лучше не использовать неоднозначные образы и тексты.
  • Текст должен быть максимально легким и удобным для чтения.

10 признаков хорошего рекламного плаката

Как и где размещать плакаты

Размещение плаката зависит от его вида. Если это рекламный постер, то в первую очередь его размещают на улице: специальных стендах, стенах зданий, заборах, остановках - везде, где бы его заметило как можно больше прохожих. Важно, чтобы ничего вокруг не отвлекало от плаката и не мешало ему. Он должен быть в центре внимания.

То же самое касается и информационного плаката, для которого главное - охват большой аудитории.

Другое дело - декоративные плакаты. Вот несколько советов по их размещению.

Наиболее выигрышно постеры смотрятся на однотонных поверхностях. И неважно, где именно: в гостиной, на кухне, в ванной или в ресторане.

Кроме того, плакаты можно по-разному размещать на стене.

Горизонтальный ряд.

Таким образом можно заполнить любое пустующее пространство.

Коллаж из четырех постеров.

Подобное размещение отлично подходит для помещений с высокими потолками.

Симметричное расположение.

Если у вас несколько плакатов одинакового размера, симметрия - для вас. К тому же она поможет визуально сбалансировать интерьер комнаты.

Асимметричное расположение.

Для такого размещения лучше использовать плакаты разных размеров. Постеры можно вешать как угодно.

Конструкторы плаката

Если постараться, плакат вполне можно сделать самому, даже не прибегая к помощи дизайнеров. Посмотрите очень удобные и многофункциональные инструменты для создания постеров.

Отличный ресурс для создания не только плакатов, но и баннеров, визиток и различных иллюстраций. Необязательно обладать специальными навыками, чтобы нарисовать крутой постер.

Большой инструментарий и возможности как для рисования, так и для редактирования изображений. А многочисленные шаблоны облегчат и ускорят процесс.

Онлайн-редактор. Немного уступает Canva в наборе инструментов и шаблонов. Тем не менее он отлично подходит для быстрого создания несложного плаката.

Специально для тех, кто хочет создавать свои киноафиши и постеры!

Если срочно нужно сделать несложный плакат, этот онлайн-ресурс как раз для вас!

Углубиться в теорию

В русском языке слово плакат (от немецкого «das Plakat») появилось в XIX веке. В Англии и Америке использовали слово poster, а во французском варианте это слово звучит как «affich» - афиша.

Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.

Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях. В каком-то смысле, с тех пор мало что изменилось - до сих пор плакаты с успехом применяются, помимо прочего, и для этих целей.

Официальным днем рождения плаката считается 1482 г. Именно тогда английский книготорговец Батдольд, рекламируя новое издание «Геометрии Эвклида» впервые использовал для привлечения покупателей плакат. С этого времени начинается история возникновения плаката, но к сожалению, он не сохранился.

Современная жизнь плаката началась в XIX веке, именно тогда и появилось привычное для нас слово плакат - в переводе с немецкого "das Plakat". Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама маскарадов, выставок.

Говоря о истории развития плаката, нельзя не упомянуть великого Анри де Тулуз-Лотрека. Афиши парижских кабаре, созданные им в 90-х годах XIX века, вознесли рекламное искусство плаката на недосягаемую высоту. Первый из них - плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная") - произвел фурор.

Долгое время многие рекламные художники использовали в качестве основы написания своих плакатов различные популярные на то время стили изобразительного искусства. Поэтому с течением времени рекламный плакат перешёл в раздел художественных произведений. На нём всё чаще старались изобразить мир в радужных красках, привлечь потенциального посетителя или покупателя.

История плаката неотъемлемо связана с процессами, происходившими в социальной среде.

Художники моментально реагировали на это, и выпускали в свет новые, шагающие в ногу со временем произведения.

Ближе к концу XIX века рекламный плакат, получил официальное признание культурного факта, а организатором и инициатором этого важного в истории плаката события стала Россия. В конце 1897 года в Санкт-Петербурге была открыта Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли с собой свои лучшие на тот момент произведения и представили их взгляду широкой публики. Выставка имела ошеломительный успех и завоевала всеобщее признание.

В современном понятии под словом плакат подразумевают графическое изображение, крупного формата нанесенное на бумагу или ее аналог. Современные плакаты - это продукт высоких технологий в сфере изобразительного искусства и печати.

В последнее время все чаще на обсуждениях и в печати поднимается разговор о специфике плакатного искусства. Этот действительно важный вопрос и по сей день остается неясным и своей нерешенностью мешает практической работе художников.

Плакат -- особая форма изобразительного искусства, отличная от станковой живописи и графики. В плакате самое важное--это заключенная в нем степень убедительности и умелая передача идеи.

Плакат с детских лет всюду сопутствует нам, начиная с почтовой марки на конверте до огромной рекламы на бигборде. Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны и всего мира, в наш быт и обычаи. Мы постоянно встречаем его на улицах, на заборах, на стенах учреждений или цехов, клубов, на фасадах кинотеатров, в витринах магазинов, на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог, и, наконец, зажигая газ или и закуривая, - держим и видим его в своих руках на спичечной коробке.

Словом, плакат знаком каждому из нас, но не все по-настоящему знают об особенностях, о специфике этого многообразного искусства.

Даже среди художников и искусствоведов до сих пор существует разноголосица в терминологии и классификации плаката в критериях, определяющих его качество и недостатки, в значении традиции и новаторства.

Всем известно, что плакаты бывают разные по величине. Но не только это отличает или роднит их между собой.

Название "плакат" происходит от позднелатинского "placatum" - объявление. Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи наглядной агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обучения.

Соответственно своему назначению плакаты (обычно представляющие собой изображение, сопровождающееся текстом) делятся на следующие:

политические -- агитационные, пропагандистские и лубки;

инструктивные -- по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т.д.;

информационные -- лотерейные, библиотечные и т. п.;

учебные -- пособия по различным областям знаний;

монографические,-- посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.

По технике воспроизведения плакаты бывают:

печатные, -- издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин;

трафаретно-шелкографские,-- тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой (как очень прочной) сетке. Раньше этот способ использовался художниками-оформителями

рисованные от руки -- в одном или нескольких экземплярах, например: реклама фильмов на фасаде кинотеатров, торговая или другая реклама на многоэтажных зданиях, разные по содержанию плакаты на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог и т. д.;

световые -- статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона (главным образом для городской рекламы) или обычных электрических ламп (при оформлении празднеств);

объемные -- сложные по конструкции сооружения, широко распространенные в зарубежной торговой рекламе.

Различны плакаты и по средствам исполнения оригинала художником. Эти средства бывают графическими или живописными,

В зависимости от них плакат делается плоскостным, объемно-пространственным или комбинированным, одноцветным или многоцветным.

Плакаты выполняются разными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом -- на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.; реже -- путем автолитографии, линогравюры или фотомонтажа.

В последнем случае имеется в виду творческое использование специальных фотоснимков, порой в сочетании с рисунком или цветными плоскостями, а не механическая склейка случайных фотографий.

Разнятся между собой плакаты по жанру.

Существуют плакаты призывные (героические) и сатирические, иногда сочетающие в себе ту и другую особенности, юмористические, декоративные и «чисто» шрифтовые.

И, наконец, самый важный признак различия в плакатах -- это степень их идейно-художественного качества. Об этом лучше всего можно судить по политическому плакату, так как это самый массовый вид изобразительного искусства, одна из самых действенных и доходчивых форм агитации, обращенной к широким массам зрителей.

Назначение плаката -- звать и убеждать. Он должен быть деловым, предельно ясным и доходчивым. А так как жизнь плаката проходит не в выставочных залах со специальным освещением, а в самых случайных местах -- и под дождем, и под солнцем, -- то плакат должен быть таким, чтобы при любых условиях делать свое дело. И содержание плаката, и его форма должны быть ударны. Таков идеал прекрасного в плакате. Такова его специфика. Мерило художественности в плакате другое, нежели в живописи или станковой графике.

Специфика заключается еще и в том, что большое содержание, большую идею надо высказать не на сотнях страниц романа, не в тысячах кадров кинофильма и не на любом размере холста многофигурной станковой композиции, а всего-навсего на одном стандартном листе бумаги. Вместе с тем при небольшом формате листа плакат обязан оперировать крупными изображениями, иначе он не будет достаточно заметен. Плакат, который демонстрируется в разных условиях, очень чувствителен и к формату и к размеру. И чем они больше и разнообразнее, тем лучше.

Работая над плакатом, художник обязан сделать его отточенным и острым и тем повысить уровень его воздействия на зрителя. Поэтому вопрос о сумме приемов, делающих плакат наиболее эффективным, не является излишним, а, наоборот, имеет практически важное значение.

Сейчас в плакатном искусстве прослеживается возросшее умение художников дать углубленную трактовку образа, видны определенные достижения в воплощении идеи.

Художник-плакатист порой встречается с такими темами, изобразить которые чрезвычайно трудно. Решая подобные темы, в ряде случаев надо прибегать к широкому использованию таких условных приемов, как сопоставление на одном листе разных сюжетов, разных пространств, разных масштабов; прибегать к локальной, обобщенной трактовке формы и цвета взамен неуместного в плакате пленера, «тонких» рефлексов и других художественных средств станкового произведения; применять символику; использовать натюрмортные и пейзажные решения. Расширение арсенала художественных средств -- одна из дорог к разнообразию, свежести и новизне решений, усилению активности плаката.

Иногда художники-плакатисты забывают о специфике и особенностях жанра, в котором они работают. Искусство плаката имеет свои законы, свое понимание красоты, чувство цвета, которые составляют его природу и отличают его от живописи. Плакатист должен использовать приемы, свойственные данному виду искусства. Естественно, что канонизированной суммы таких приемов не существует, есть лишь несколько обязательных требований, которые должны развиваться всякий раз в абсолютной зависимости от темы плаката, его идеи, целенаправленности, от индивидуальных творческих наклонностей. Плакат должен восприниматься издали, не дробиться, поэтому в нем применяется локальный цвет, форма моделируется крупными объемами и плоскостями.

Также большое значение в плакате имеют литературная формулировка и композиционное размещение текста. На деле смысловая и композиционная связь между текстом и изображением плаката зачастую оказывается очень слабой. Нередко это происходит потому, что окончательный текст устанавливается только после того, как плакат закончен художником. Из-за этого, как правило, текст пишется внизу плаката, что усиливает впечатление шаблона.

В идеале текст плаката должен быть слитным с изображением, должен органически включаться в изобразительную плоскость, то есть быть составной частью плаката не только в смысловом, но и в композиционном отношении. Не хорошо, когда текст многословен и плохо запоминается.

Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв, это краткое словесное определение идеи, органически связанное с изобразительным образом плаката, усиливало бы эмоциональное впечатление от него и, хочет того зритель или не хочет, укоренялось в его сознании, внушало ему определенную мысль, убеждение.

Между тем в выборе, текста мы часто допускаем перестраховку и в ущерб лаконизму «размазываем» его, стремясь предупредить мнимые недоумения, которые якобы могут возникнуть у зрителя.

Из-за недоверия к зрителю (а вдруг не поймет, вдруг истолкует не точно?) многие плакаты и поныне портятся многословными, неэнергичными, незапоминающимися подписями. Именно подписями, а не призывами. К тавтологии, к ненужному повторению в тексте того, что ясно из изображения, прибегают потому, что на формулировку призыва смотрят изолированно, как будто текст его будет жить самостоятельно, без изображения. А это вовсе не так.

Для плаката очень существенными признаками является лаконизм, краткость и четкость выражения. Лаконизм в плакате -- это отбор и обобщение как содержания, так и формы.

Существует суждение, что хорош тот плакат, который ясен и без подписи. Нет правил без исключения. Однако если быть принципиальным до конца, то это не совсем так.

Стремление молодых художников к поиску новых форм, методов и идей закономерно, так как рекламная деятельность, которой проникнута наша жизнь, требует от художников полнокровного, правдивого и в высшей степени эмоционального искусства.

Стремясь к обобщению и выразительности в плакате, художник проходит три стадии работы. Первая -- поиски композиции из элементов, выражающих идею плаката, его образ. Этой стадии присуще общее, схематическое или, как принято говорить, эскизное определение формы. На второй стадии идет изучение и разработка элементов, отобранных для плаката. На третьей -- такое обобщение формы, когда удаляется все лишнее и подчеркивается только существенное ради пластической выразительности формы, ради активности плакатного образа.

Коротко эти стадии можно определить тремя понятиями: схема, разработка, обобщение.

Ошибкой многих художников является то, что они начинают работу со схемы и ею же заканчивает. В результате они добиваются не обобщения, а обедненного упрощения формы. «Опущенные» детали в таких работах потому «не угадываются», что их не было. В глаза бросаются «непостроенность» и приблизительность формы. Эту приблизительность обычно пытаются оправдать плакатной условностью, ее спецификой.

То, что плакату действительно присуща условность, известно давно. Но этим никак нельзя оправдать приблизительность и схематизм. Художественность, а с нею и лаконизм в плакате -- плод большого творческого труда, при котором путь к простоте далеко не прост.

Схематизация плаката - это не примитивность, не упрощение, Это использование общих законов искусства, приспособленных для решения своей, специфической задачи. Художник-плакатист так же пишет пейзажи и так же рисует, как и любой другой художник, но, приступая к работе над плакатом, он отбрасывает многое, не свойственное этому виду искусства, и внимательно выбирает именно те средства, которые ему необходимы в работе, В этом и заключается профессиональность плакатиста, трудность и увлекательность его деятельности.

Плакат прежде всего должен быть произведением искусства -- броским, запоминающимся и обязательно образным. Хороший плакат всегда лаконичен. Если живописец предоставляет зрителю постепенно сделать нужный вывод, то плакат призывает к немедленному действию. Это то, о чем не должен забывать начинающий художник-плакатист. Чтобы лучше понять сказанное, можно вспомнить, как по-настоящему требовательный к себе художник Валентин Серов работал над иллюстрациями к басням И. А. Крылова. Добиваясь характерности, выразительности и лаконизма в своих работах, он без конца «калькировал» один вариант рисунка за другим, отсекая все лишнее и оставляя только существенное и необходимое, Это были иллюстрации. В плакате все иначе.

В плакате все должно быть собранным, концентрированным. Ведь только концентрированное, типичное производит большое впечатление.

В целях усиления активности плаката допустимы условные приемы: обобщение рисунка и цвета, опущение второстепенных деталей, совмещение разных масштабов и т. д.

Символичность образов является основным художественным свойством плаката. Это искусство обобщающего, органически вырастающего из жизни символа. Ведь лучшие плакаты, созданные на всем протяжении этого искусства, были всегда символичны.

Символика лучших плакатов всегда основывается на непосредственных жизненных впечатлениях. Всегда хорошо смотрятся и «работают» плакаты, в которых остроумно найдено узловое действие или деталь.

Известно много примеров, когда интересно, изобретательно освещенная подробность заставляет задуматься над сложными проблемами жизни, и мы знаем множество примеров того, когда безупречно в стилистическом отношении выполненная работа, но без яркого узла выдумки, оставляет нас равнодушными. Основное в плакате,-- находчивость сюжета, остроумие в раскрытии темы.

Основа специфики плаката та, что плакат -- это агитация средствами изобразительного искусства. В этой короткой формуле обе ее части одинаково важны -- если будет агитация, но выраженная антихудожественно, то не будет искусства, если же будет только художественность, то не будет агитации, Здесь нужен естественный синтез, и очень важен такт.

Важнейшей чертой плаката является сочетание в нем изобразительных и текстовых моментов. Текст должен органически входить в плакат, быть связанным с ним и цветом и композицией.

Текст должен быть красноречивым. Трудно, например, представить себе хорошего оратора, произносящего речь в одном тоне, без оттенков. Опытный оратор обогащает свою речь интонациями, «нажимая» на ударные слова и фразы, приглушая образы, подготавливающие и связывающие главные мысли. Надпись в плакате должна «говорить» со зрителем, поэтому художник не только вправе, но и обязан разнообразить ее формы.

В последнее время художественный уровень плакатов в рисунке, композиции и цвете намного повысился, приобрел свой стиль. Выпускаемые плакаты стали разнообразны по форме, смелее в решениях. Именно поэтому особенно нетерпимы некоторые недостатки в развитии этого важного участка изобразительного искусства. Многие художники и дизайнеры начали объединяться в группы.

Очень известна на сегодняшний день Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» - общественное объединение дизайнеров, арт-менеджеров, заинтересованных в решении экологических проблем средствами искусства. Эта Ассоциация создана на добровольной основе с целью поддержки и развития творческих инициатив в области экологии, дизайна и культуры.

Ассоциация «4-Блок» названа так в память о взрыве ядерного реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года. Основными направлениями ее деятельности являются: проведение Международной триеннале плаката экологического направления «4-й Блок» (триеннале проводится с 1991 г. один раз в три года); пополнение коллекции современного экологического плаката, графики и дизайнерских проектов, связанных с экологией; создание Дизайн-Центра для демонстрации и пропаганды экологических идей средствами графического дизайна и искусства. Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» является единственным от Украины членом Международного координационного совета Ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA.

Таким образом, современный тип печатного плаката зародился в XIX в. в Европе, в условиях быстрого развития экономики, расцвета шрифтового творчества и усовершенствования цветной литографии. Тогда же возник принцип уникального, субъективного подхода художника к созданию плаката - плакат стал действительно художественным, авторским. Возникнув в отношении к иллюстративной рекламе, этот принцип в дальнейшем стал применяться и в работе над шрифтовым плакатом.

Активнейшее развитие различных художественных течений в Украине и Европе в XX в. окончательно сформировало облик современного шрифтового художественного плаката: асимметричная композиция текста и функционализм (минимум и важность информации, ясность структуры, выражение сути текстового сообщения художественными средствами шрифта). Плакаты такого типа продолжают создаваться и сегодня, являясь почти универсальным решением в работе над шрифтовыми плакатами рекламного назначения. Помимо таких, функциональных, сегодня существует большое количество сложных и художественно или информационно насыщенных шрифтовых плакатов. Их наличие связано с возникшим в конце XX в. постмодернистическим направлением в искусстве, особенно активно развившимся после начала использования компьютера в дизайне в 1990-х гг.

На сегодняшний день можно выделить два основных художественных типа плаката: минималистично-функциональный и сложно-экспрессивный. Первый тип обязан своим появлением традиции стандартизированного текстового блока, а также функциональной типографике XX в. Второй тип вобрал в себя национальные особенности шрифтовых культур разных народов, традиции каллиграфии, принцип живой асимметрии и выражает собой не только суть представляемого зрителю сообщения, но и творческое лицо автора плаката. Следует также отметить, что минималистично-функциональный тип шрифтового художественного плаката является международным, носит черты наднационального современного дизайна, а сложно-экспрессивный тип - наоборот -- представляет собой современную интерпретацию национальных традиций и художественных особенностей конкретного народа.

Оба направления в настоящее время продолжают активно развиваться, возникают многочисленные произведения смежного типа. Многие факторы, в том числе непрекращающееся развитие компьютерных и полиграфических технологий, дают основания полагать, что настоящее столетие будет временем ещё более активных изменений в сфере художественного плаката.